Тунбэйцюань (Tong Bei Quan)


Иероглиф «тун» означает «насквозь», «бэй» — «спина», либо сокращение от слова «позвоночник», «цюань» — «кулак». Таким образом, название стиля можно перевести как «кулак выбрасывания силы от спины (позвоночника)». В ушу есть и другие стили, название которых читается как «тунбэйцюань», но которые записываются с другим иероглифом «бэй» («подготовка», «рука» и т.д.). Во многих книгах по ушу эти стили путают. Кроме того, есть еще «хундун тунбэйцюань», который вляется вариантом тайцзицюань, и к даному стилю также отношения не имеет.
Тунбэйцюань (Tong Bei Quan)
Легенды возводят создание стиля к периоду «Воюющих царств» (VI-III века до нашей эры). Согласно легенде, в период Вёсен и Осеней жил человек по имени Юань Гун. Однажды он вызвал на бой другого мастера, но проиграл, превратился в белую обезьяну и убежал в лес. Потому его прозвали «Байюань лаожэнь» (Старик — Белая обезьяна). От него, якобы, и происходит байюань тунбэйцюань.
Согласно другой версии, создателем стиля был даос Чэнь Туань (?-989), живший при династии Сун.
Современная история тунбэйцюань обычно начинается от Ци Сяня, жителя провинции Чжэцзян, который в начале XIX века учился у даоса Лу Юньцина. Его сын Ци Тайчан, переехав в Пекин, переработал науку отца, создав новое направление стиля. Старое направление стали называть «лаоципай» («направление старого Ци»), а новое -«шаоципай» («направление младшего Ци»).
Другим учеником Лу Юньцина был Ши Хуншэн. От него идет еще одно направление тунбэйцюань.
Направление Ци Тайчана основано на непрерывном использовании пяти видов ударов ладонями — швыряемого, хлопающего, пронзающего, рубящего и буравящего. Так как каждый из них соотносится с одной из пяти первостихий китайской космогонии (землей, металлом, водой, деревом или огнем), то «направление младшего Ци» еще называют «усин тунбэйцюань» («тунбэйцюань пяти первостихий»).
В этом стиле очень сильно работают над развитием гиперподвижности рук и плеч. Имеется шесть базовых комплексов и непрерывных связок движений: «Дапэн чжанъи» («Большой орел расправляет крылья»), «Цисин хуацзи» («изменения формы и трансформации ударов»), «юаньхоу чудун» («обезьяна выходит из пещеры»), «юаньхоу жудун» («обезьяна входит в пещеру»), «ицзы ляньцзипао» («непрерывные пушечные удары иероглифа единица»), «шиэр ляньчжупао» («двенадцать пушечных ударов идущих подобно жемчужинам в ожерелье»).
В стиле не применяют одиночных ударов, удары всегда идут непрерывными сериями. Имеются «три смертельные ладони» — «ладонь запутывания души», «ладонь преследования души» и «ладонь разрубания души».
Базовая тренировка в направлении семьи Ци основана на 108 индивидуальных техниках, которые иногда именуют «чай цюань» (разделенные техники). Базовая тренировка в направлении семьи Ши основана на 24 формах, которые иногда именуют «лянь цюань» (комбинированная техники). Если направление семьи Ци широко распространилось и «обросло» комплексами, то в направлении семьи Ши учат в традиционной манере, в укромных местах и с малым количеством учеников, потому это направление еще называют хэйцюань (черный кулак).