Легенды и мифы в восточных единоборствах или «собаки — которые не встречаются»!
В своё время, в недалёкие, но уже давно минувшие «девяностые» я мечтал попасть в одну «закрытую» школу джиу-джитсу. Ходила информация о том, что в эту школу приходили мастера спорта по самбо, каратисты с 1 и 2 данами, рукопашники разного уровня и (!) со скрежетом аттестовывались на самый начальный 10 кю! Или, для разнообразия, вообще не могли аттестоваться.
С тех пор прошли разные годы, но руководитель этой школы до сих пор остается для меня человеком полулегендарным. Тем не менее, сложилось так, что он достаточно легко согласился на интервью и, при этом, оказался абсолютно прост в общении, и в беседе сразу предложил перейти мне на «ты», хотя разрыв в возрасте и знаниях по единоборствам просто непреодолим.
Итак, предлагаю вашему вниманию интервью с тем самым инструктором — Игорем Анатольевичем Соболевым, исповедующим на сегодняшний день джиу-джитсу (дзю-дзюцу). Вопросы, которые были заданы — на мой взгляд, более других лежат на поверхности, и возникают у многих, интересующихся восточными (и не только) единоборствами.
На фото Игорь Соболев
— Игорь Анатольевич, хочу начать наш разговор с вопроса о легендах и мифах вокруг восточных единоборств. Как здесь можно отсеять зерна от плевел? Выскажите, пожалуйста, ваше мнение.
— Здесь, я думаю, стоит начинать разговор еще с момента возникновения боевых искусств. К примеру, сколько бы я ни общался с японцами, всё время задаю один и тот же вопрос. Делаю наивное лицо и спрашиваю — «Как вы считаете, где зародились боевые искусства»? Любой, уважающий себя японец, естественно скажет — в Японии. Китаец повторит то же самое про Китай и так далее. В свое время я подошёл с этим вопросом к Сето Танемуре (сенсей И. А. Соболева по Содэн-рю джиу-джитсу. Прим. ред.). Чем он мне тогда очень понравился, так это тем, что он единственный из всех опрошенных мною японцев ответил на вопрос так-же как думаю и я. Основной идея этого ответа такая — там, где зародилась жизнь, там и возникли боевые искусства. По принципу территориальности о первенстве точно не скажет никто. Есть, однако, еще одна версия. У нас, например, очень много версий зарождения жизни. Я вот, например, живя в Перми, могу привести тысячу аргументов в пользу того, что Пермский период — самый древний, стало быть и жизнь зародилась здесь (смеётся). Вместе с тем есть версия возникновения жизни в Индии, Египте или Африке. Так вот, Сето Танемура сказал, что если прослеживать историю зарождения жизни по вектору Африка-Египет-Индия, то следует преположить, что славянский стиль родоначальник всему японскому. Получается очень забавно.
Что же касается легенд и мифов, то следует понимать, что они зарождались с одной целью — чтобы тех людей, которые занимаются боевыми искусствами, остерегались и побаивались. Для примера, я очень много могу рассказать о ниндзюцу, потому что Танемура-сенсей преподает в качестве одного из направлений искусство нинпо. В своё время, когда я начинал заниматься, то немножко подозрительно к этому относился, в силу того, что понятие ниндзюцу я знал по фильмам. Фокусники, да и только — бесследно исчезают, по стенам бегают. Когда же я стал знакомиться с некоторыми техниками, и пообщавшись с сенсеем, понял, что это абсолютно нормальное боевое искусство, причем мало отличающееся от того-же джиу-джитсу. Там присутствует сходная работа с оружием, медицинские аспекты и так далее. И все эти мифы создавались для чего — чтобы люди просто боялись. Нагонялся обыкновенный страх. У нас любого разведчика, кто служит в спецназе можно назвать ниндзя. Подготовка та же самая — рукопашный бой, владение оружием, медицинская подготовка, ориентирование на местности, способы разведки, развед-опросов. Очень многие вещи, к примеру название «невидимые», обычно связывают с тем, что они могли исчезнуть, раствориться, а невидимость их заключается прежде всего в том, чтобы не выделяться из толпы, быть таким же как и все. Вот идет ярко одетый человек — его все заметили. Идёт ниндзя — его никто не выделяет из общей массы. Вот это и есть искусство быть невидимым. Все эти маски, прямые мечи — этого ничего не было. Как правило, ниндзя одевались в то, что одевались все: ремесленники, крестьяне, самураи, артисты.
Теперь по поводу всяких легенд, связанных с разбиванием и ломанием. Очень многие вещи вполне объяснимы. Все скреты складываются в элементарных вещах. Я обычно говорю так — когда ты узнаёшь секрет, связанный с разрубанием, разламыванием предмета, то понимаешь, что это же так просто, а ты и не знал. (Подтверждаю собственным опытом. Когда впервые полежал и походил по битому стеклу, то это оказалось так просто, что сейчас уже совсем и не интересно. Прим. ред.). Это элементарные вещи. Всё базируется на знании своего тела, строения суставов, мышц и элементарной физики.
— Получается так, что здесь упор идёт на шоу?
— Я думаю, что да. Я видел очень много работы мастеров «бесконтактных стилей», «владеющих энергетикой», отсмотрел много роликов. Иногда специально просматривал в замедленном режиме. Что интересно, я заметил некоторые вещи. В энергетиках, «бесконтактности», несомненно что-то есть. Однако есть один нюанс. Я готов в это поверить, если эти техники получатся на мне. Упаду на колени и сразу попрошусь в ученики. Однако, у кого я только не пробовал, никто на мне ничего сделать не мог. Я старался им помочь изо-всех сил, — дышал, старался войти в состояние транса, но увы…
Тем не менее, я некоторые нюансы увидел. Не знаю, как насчет энергетики, но я консультировался с врачами насчет исполнения этих техник, и узнал, что многие вещи основаны на работе сетчатки глаза. Сетчатка глаза воспринимает строго определённую скорость движения. Если сделать резко, то глаз моргает, если медленно — нет, но если сделать с определённой скоростью, то человеческий глаз вообще не воспринимает движение. На своих тренировках я опробовал один трюк — человек атакует, я делаю бытрый взмах перед его глазами, добавляю еще одно движение рукой и атакующий падает навзничь, причем без касания с моей стороны. На своих учениках это получается почти 100%, потому что они достаточно гипнабельны, на чужих-же семинарах — работает в 8 из 10 случаев. Все потом говорят — какая у вас энергетика! Но именно тут нет абсолютно никакой энергетики. Тут надо просто поймать нужную скорость. Вовремя войти и вовремя махнуть рукой.
Дальше. Много видели на видео, как банкнотой разрубают палочки для еды. Многие пытались найти спрятанное лезвие в руке разрубающего, но никто не нашел. Сенсей Танемура мне объяснил по-секрету — лезвие есть, но мастер его так быстро прячет, что глаз не воспринимает это движение. Это работа сродни фокусницкой — отвлечение внимания, ловкость и нужная скорость.
— Выходит так, что мифы создаются и генерируются намеренно?
— Намеренно. С одной целью — привлечь массовость в занятия этим видом боевого искусства. Вот говорят «секретная техника». Я считаю, что секретов никаких нет, люди все одинаковые, у всех есть руки-ноги, которые шевелятся в строго определенном направлении. Многое делается с целью пропаганды. На сегодняшний день здесь есть место жесткой конкуренции, бизнесу. Очень красивые техники, красивое кимоно, но для познания своего тела они не как техника, а как упражнения. В жизни они не работают. Я так могу говорить, потому что я боевыми искусствами занимаюсь немножко (в сентябре будет 35 лет).
Сенсей Танемура — единственный из мастеров, который не говорит конкретно, как делать технику. Меня поразило, когда он сказал, что без разницы какой рукой действовать. Он показывает такие техники, которые работают неважно от чего: руки, ноги, палки или ножа. Захват и удар — это уже законченные действия. Реально надо работать до захвата и до удара.
Я строго различаю традиционные (классические) вещи. Сам занимаюсь близко к традиции и готов любому доказать в Перми или в России, что у нас «традиционников» настоящих вообще нет. Во-первых, мы не можем заниматься традиционные вещами потому, что традиционные вещи — они все как правило семейные. Сейчас очень много говорят про «закрытую» школу дайто-рю айкидзюцу, особенно американцы. Действительно, дайто-рю закрытая школа семейного типа. Да, теперь это пошло в люди, с целью бизнеса. Однако есть очень важный момент — японские мастера дают вовсе не ту технику, какая есть на самом деле. С виду она очень похожа, но в применении совершенно разная. Почувствовать это может только тот, кто ассистирует.
В целом, для меня понятие «традиция» — это страшновато. Хотя бы потому, что японская традиция очень много времени уделяет «рейхо» (всем этим поклонам, определенным фразам) — очень тяжело русскому или европейскому человеку стать японцем хотя бы на два часа. Я же считаю, если уж заниматься традицией (классикой), то надо бросить все: не иметь своей семьи, не работать, потому что это очень все серьезно. Традиция — это дело семейное. Некоторые говорят: «мы исповедуем закрытый семейный стиль». Они женаты на японках что-ли, или в совершенстве знают японский язык? Тогда каким образом это можно назвать семейной школой?
— Как же, на ваш взгляд, отличить настоящего мастера боевых искусств от мастера риторики?
— Хороший вопрос (смеётся). На первый взгляд обывателю, неподготовленному человеку отличить это очень трудно. Мое личное мнение, и я не хочу никого обидеть, но когда ребята пишут в рекламных объявлениях, что научат самообороне за месяц и все такое — не знаю, насколько это правда. Лично я еще не созрел до того, чтобы за месяц чему-то научить. Вот приходит ко мне девочка и я ей говорю, что при всей твоей изначальной одаренности, если будешь регулярно ходить годика 3-5, тогда я тебе гарантирую, что ты сможешь на улице за себя постоять. К этому надо готовить людей больше психологически.
Я считаю, что нет техник, нет приемов и нет партнера, потому что в критических ситуациях, на улице — никогда не получается то, что ты делаешь в зале. Там «вылетает» такое, что просто сам диву даешься. Почему нет партнера? Если ты сам делаешь все вовремя, вовремя выставляешь руку или ногу, то предотвращаешь любую агрессию — без партнера. В свое время я пытался понять айкидо и посещал занятия в одном из Пермских клубов. Они говорили, что объясняли мне «техники». По команде «держи за руку», меня вели, вели… а я руку взял да и отпустил — инструктор сразу упал! После этого меня отчитывали — «Ты зачем отпустил? Надо держать захват до конца». А мне больно, зачем я буду держать? Тогда получается,что прием просто не сделать.
Соболев, Оборин и Фудзита сенсей
На фото Соболев, Оборин и Фудзита сенсей
Мне очень хотелось познать айкидо в том виде, в котором оно есть. Однажды посчастливилось побывать на семинаре Фудзиты сенсея, одного из больших мастеров (их осталось в мире трое — все они были личными учениками Морихея Уесибы). Помимо всего прочего этот ученик был личным секретарем Морихея Уесибы. Я у него был на семинаре 2 раза и видел, что такое настоящее айкидо. После этого пришел к выводу, что в России не то айкидо, которое должно быть на самом деле. Там мастер так двигается! Причем он говорит, что исполняет только упражнение, а не прием. Он работал до захвата (опережая. Прим. ред.). Вот уже вроде рука смыкается, а он ловит ее на начальном пути. Раз! И я повалился, полетел. Здесь опять то, о чём я говорил ранее — партнера нет! Вот он вроде есть, а его раз и нету!
Наверное, вообще мы все, кто занимается боевыми искусствами, занимаемся познанием собственного тела. В результате тренировок мы очень часто узнаем, что мы неправильно ходим, неправильно дышим, неправильно питаемся, сидим. На тренировках мы практически учимся заново ходить, падать, постоянно возвращаемся к базе. Главное во всех боевых искусствах — ноги. Если ты умеешь правильно двигаться на ногах, у тебя будет все.
У нас в России практически у всех занимающимся боевыми искусствами одна проблема — мы начинали заниматься по кино. Что такое кино, я надеюсь, понятно? Если в кино будут показывать то, что есть на самом деле, то ходить на эти фильмы никто не будет. Потому что когда в кино бьют маваси-гери в голову и «герой» после этого встает… Я был на соревнованиях и попадал маваси-гери в голову, однако я не помню, чтобы там хоть кто-то встал.
На фото атакует Игорь Соболев
В Перми даже у нас очень много мастеров, которые дают какую-то иллюзию и зарабатывают на этом деньги. Я часто бываю В Казани, в Москве, в Питере, Свердловске, Чебоксарах, Челябинске, Саранске — проводил семинары. Посмотришь на ребят, а они конкретно деньги зарабатывают. Самое обидное то, что они не учат, а калечат. Соревнования накладывают определенный отпечаток на адепта — это нельзя, то нельзя. Все они хорошие, крепкие парни, здорово бьют, но голову не держит никто. Потому что человек, который очень много отзанимался спортивным единоборством (для примера — кёкушинкай карате. Прим. ред.), у него уверенность, что никто в голову рукой не ударит — на соревнованиях за это мгновенная дисквалификация. Это же, подсознательно, потом отразится на улице. Даже если он умом понимает, что могут ударить в голову, у него уже запрограммировано — «в голову только ногой» и все. Соревновательный момент наверное нужен до определенного времени, чтобы понять, почувствовать себя. Но я не считаю, что это очень уж нужно. Очень часто — это глобальный травматизм.
Есть такой итальянский сенсей, 8 дан по джиу-джитсу. Мне очень понравилось его утверждение о том, что «он преподёт не джиу-джитсу, а искусство движения тела». С ним не поспоришь. Он действительно преподаёт культуру движения тела. Потому что мы все ходим неправильно. Мы сутулые, у доброй половины остеохондрозы. Кстати, вернемся к спортсменам — в более глубоком возрасте они, как правильно, инвалиды по спине, суставам. В традиционных же направлениях спина вообще не работает. Работа ведётся за счет поворота вокруг позвоночника и спина вообще не нагружается. По молодости я занимался самбо и сорвал спину. Мне ее вылечил Танемура-сенсей очень несложным образом. Он как-то мне сказал, что я неправильно стою, неправильно хожу. Через полгода до меня дошло, как это надо делать.
— Теперь вопрос касаемый занятий с оружием. Меня очень часто спрашивают, зачем вам работа с мечом, саи, тонфа? Никто же их на улице с собой носить не будет?
— По оружию буду говорить противоречиво. Вообще говорят, что не саи, не нож, не пистолет убивают, а человек. Если ты в совершенстве владеешь своим телом, естественно, тебе не составит особого труда владеть каким-то оружием. Нож, меч и т.п. — это продолжение руки. Но есть одно «но». Это не я придумал, это давно замечено: если скорость удара руки такая, то скорость палки в этой руке как правило раза в 2-3 выше. То же самое нож. Не знаю, по каким там определенным законам, но скорость ножа тоже выше, чем руки, которая его держит. Так же бо, дзё и т.д.
Оружие очень нужно. В Калининграде я был у истоков открытия курсов женской самообороны. Однажды я попросил женщин на курсах, дать одну дамскую сумочку, ничего из нее не вытаскивая. Могу сказать, что мы не нашли ни одного предмета в женской сумочке, которым нельзя было травмировать, порезать или даже убить. Даже презервативом можно ранить, если определенным образом загнуть упаковку — можно на хорошей скорости чиркнуть и по горлу, и по венам. Даже сам презерватив: растянул и в глаза дал.
Вообще, зачем нам нужно оружие? Чаще всего, чтобы оттянуть время и остаться в живых. Мне нравится система, по которой учит Танемура. Он говорит: «Мы привыкли, что если нож взял, то обязательно надо по горлу, в живот ударить. А у противника есть рукаи и ноги, которые могут оказаться гораздо ближе». Поэтому, любое первое движение с оружием всегда производится на конечности, будь это рука или нога. Ручку порезал, и потом делай с ним что хочешь. Все техники, вся работа построена на этом.
Помню, в каком-то фильме я видел отрывок обучения одного адепта. У него был учитель, который говорил: «Я не учитель, я просто немножко знаю больше, чем ты, и занимаюсь дольше, чем ты. Вот жизни у тебя есть 2 учителя: первый учитель — это когда тебя хотели убить и не смогли. Второй учитель — это когда хотели убить тебя и убил ты». Меня это фраза очень понравилась — ведь он нормальные вещи говорил. Действительно, если тебя хотели убить, а ты выжил — уже одно это тебя научило чему-то. А если после того, как хотели убить тебя, но убил ты, то ты вообще специалист.
Истинные мастера, привержены такой мысли: лучший бой тот, который не состоялся. Трактуется это очень по-разному. Один вариант — ты посмотрел ему в глаза так, что тот в ответ описался. Другой вариант не состоявшегося боя — ты почувствовал ситуацию, и просто обошел ее. У японцев есть еще такая трактовка — он только подумал тебя «убить», а ты его уже, хлоп, и наповал. Я приветствую все три варианта, и считаю, что людей надо учить так, чтобы они, во-первых, избегали критические ситуации, во-вторых, если все-таки попали в переплёт, то надо сделать так, чтоб выйти из него без потерь, путем разговора, гашения агрессии. Если у тебя что-то просят, то отдай. Очень странно, но мы очень часто боремся за кошелек, за машину, трусы, шубу, а не за свою жизнь. Убивают ведь за что-то. А что тебе дороже всего? Где-то я слышал такую фразу: лучше уж быть грязным, но живым, чем чистым, но в гробу. Пускай ты будешь избит, или нырнешь в туалет, зато останешься живым!
Кстати, еще один миф, чисто наш — российский. Мы же всю жизнь занимались самооборной, занимаясь каратэ, ушу, джиу-джитсу. Японцы на этот счёт говорят так: нельзя человека научить самообороне, при этом не научив его атаковать. Ты должен сначала, научиться правильно бить, атаковать, а уже потом учиться защищаться. Некоторые не умеют атаковать, а их уже учат защищаться. Их надо сначала научить правильно падать, ходить, ползать, передвигаться, а затем атакующим техникам, захватам. И вот уже после этого обучать искусству самообороны. А у нас сразу самооборона.
Напоследок приведу одну интересную аналогию, понятную как детям, так и взрослым — это драка собак. Простых собак, которые есть в природе: домашних, диких. Первый этап обучения: 2 собаки начинают драться — одна другую загрызла. Второй этап обучения: встречаются 2 собаки, одна рыкнула, другая убежала. Третий этап обучения: встречаются 2 собаки, порычали, порычали и разошлись. Четвертый (самый секретный!): собаки вообще не встречаются! Как я себя оцениваю в этом ключе? Пока это первый и чуть-чуть второго этапа.
Беседовал Дмитрий Харузин
29 марта 2009г.