Дзиттэ-дзюцу

Дзиттэ-дзюцу

Искусство дзиттэ (сай)

До сих пор во многих частных коллекциях древнего японского оружия можно увидеть интересный боевой инструмент, в доктрине будзюцу известный как дзиттэ (сай), дзиттэй или дзутта. Это оружие обычно состояло из железного или стального прута, длинной рукоятки и характерного прямоугольного крюка, отходящего от прута в той точке, где он соединяется с рукояткой. Этот инструмент имел множество вариаций, от самых простых до весьма утонченных. Его часто снабжали гардой (цуба) и ножнами; в редких случаях к нему даже приделывали клинок. Некоторые авторы, специализирующиеся на боевых искусствах, пишут, что его носили подвешенным к ремню или в ножнах, которые были заткнуты за пояс (оби), в то время как, по мнению других, он был подвешен к запястью владельца при помощи шнура, привязанного к кольцу на рукоятке оружия.

«Спрятанное оружие»

Поскольку мы упомянули, что оккупационные власти не конфисковали личное оружие окинавского сословия самураев, на право ношения оружия всё же существовали определённые запреты и ограничения.

Окинавцы опирались на практику «какуси буки», то есть «скрытное, спрятанное оружие», дабы не быть привлеченными к ответственности за применение тех или иных приспособлений, пусть даже в ситуациях самозащиты и охраны собственности.

Сай было одним из самых распространённых видов оружия. Окинавский «самурай» носил с собой обычно три сай, и прятал их либо в рукавах, либо за поясом сзади. Эти сай были намного короче нынешних и с почти прямыми «усами» для того, чтобы они не цеплялись случайно за одежду.

Когда окинавец чувствовал, что находится в опасности, он мог тут же нанести удар или бросить своё оружие. Поскольку метание сай было распространённой практикой, окинавцы обычно носили с собой не одно, а сразу несколько сай.

Версии происхождения сай

Многие ныне считают, что окинавские воины обратились к сельскохозяйственным предметам для того, чтобы «модифицировать» их в оружие для самозащиты и тренировок. Но если мы взглянем на сай, то правдоподобность этого мифа тут же окажется под большим вопросом (как только не «приспосабливали» для ведения сельского хозяйства современные адепты кобудо сай! То утверждали, что их использовали в качестве маленьких вил, то представляли, что ими якобы взрыхляли почву…).

Сэнсэй Осиро Тосихиро, один из старейших специалистов Яманни-Тинэн-рю бо-бзюцу и шеф-инструктор «Рюкю Будзюцу Кэнкю Доюкай США», говорит, что не смог найти ни одного существенного доказательства в поддержку теории о том, что сай использовался в качестве сельскохозяйственного инструмента. Не говорили ему об этом и его учителя. Он утверждает, что сай всегда был оружием. Что ж, если это правда, тогда как и когда возник столь интересный вид вооружений?

Согласно одной из версий, сай проник в королевство Рюкю вместе с распространявшимся буддизмом. Форма сай якобы предназначена отображать очертания человеческого тела; этим мы обязаны монахам, которые носили их для самозащиты. В то время как установить правдивость этой истории довольно сложно, она остается интересным предположением. Другая, более современная история, которую часто слышат любители воинских искусств, это предположение о том, что сай обязан своим возникновением окинавским полицейским, которые носили их как «вспомогательное приспособление» для сдерживания толпы и обезоруживания преступников. Эта версия подтверждается тем, что, например, один из ведущих специалистов сай-дзюцу Окинавы Канагусуку (Киндзё) Уфутику, живший в период с 1841 по 1926, был высоким полицейским чином. Однако сэнсэй Осиро считает, что если бы сай был оружием полиции, это было бы зафиксировано в законах или инструкциях позапрошлого столетия. Осиро говорит, что он не мог найти ни одного доказательства в подтверждение этого предположения. Он считает, что сай использовался на Окинаве значительно более широкой массой последователей воинских искусств.

Независимо от своего происхождения, это оружие дало толчок для развития сложного боевого метода, который в Японии стал известен как дзиттэ-дзюцу (сай-дзюцу). Его технические приемы варьировались от ловких отражений атаки меча до крайне эффективных ударов, направленных в любую незащищенную точку на теле противника.

Кончик сай использовался для прямых выпадов, направленных в глаза, горло или нижнюю часть живота противника — части тела, которые становились крайне уязвимыми, после того как клинок воина был захвачен или отражен. Рукоятка сай также могла использоваться для нанесения сокрушительных обратных ударов, способных покалечить или даже убить застигнутого врасплох противника. При случае сай использовали и как метательное оружие.

Мастерство в дзиттэ-дзюцу (сай-дзюцу), вполне естественно, зависело от навыков в искусстве перемещений (тай-сабаки), которое позволяло эксперту с поразительной скоростью менять свое местоположение, скользящими или круговыми движениями сближаясь с противником или выходя за пределы досягаемости его оружия, обычно простиравшиеся до кончика длинного меча. Уклонение готовило путь для защиты, а защита подготавливала контратаку, которая часто завершала поединок. Поскольку технический арсенал кэндзюцу был практически неисчерпаемым, приемы сай-дзюцу по необходимости должны были быть такими же многочисленными и достаточно эффективными, чтобы противник не имел возможности отразить контратаку и атаковать снова.

Эти навыки имели огромную ценность для полицейских, которые часто «получали приказ произвести арест без нанесения физического ущерба задержанному, особенно если он обладал высоким рангом».

Официально право использовать сай в феодальной Японии имели только полицейские, которые часто носили это оружие в качестве символа своего положения. Они научились пользоваться им с необычайным мастерством, и воины были вынуждены признать эффективность этого инструмента, который, оказавшись в руках эксперта, мог сломать пополам драгоценный катана или вырвать меч из рук, оставив воина без оружия перед лицом человека, прижимающего к его горлу короткий, затупленный прут.

Однако другие категории японских подданных также умели извлекать для себя выгоду из преимуществ сай-дзюцу, только делали это менее очевидным путем, добавляя крюк к железным спицам веера или к черенку курительной трубки.

Методика изучения работы с сай

Начиная осваивать базовые упражнения сай-дзюцу, почувствуйте, как необходимо держать оружие, как работает в ударах рука и запястье. Вы должны посвятить тренировкам многие часы, чтобы добиться поразительной скорости и силы своих движений. Каждый ваш удар должен рассекать воздух. Сай должны двигаться очень быстро. Никогда не позволяйте оружию быть вне вашего контроля. Рубящий удар надо наносить как можно дальше от себя, однако мастера высокого уровня после удара должны тут же вернуть сай, «пряча» оружие и готовясь к следующему движению.

Согласно древнему «предназначению» «какуси буки», современные мастера кобудо должны также использовать принцип «невидимости» оружия и практиковать незаметное выхватывание и применение оружия. Ни руки, ни тело не должны «телеграфировать» о подготовке к выполнению приёма.

Суть концепции «скрытого ношения оружия» заключается в том, чтобы сай не было видно за руками, телом и под одеждой. В этом случае противник не может визуально оценить размер и форму оружия. Суть остаётся неизменной: противник не должен догадываться и видеть удара максимально долгое время.

Удар должен наноситься из положения, которое на первый взгляд не предвещает готовности к бою. Приём выполняется эффективно только в том случае, если вы не ничем не выдаете свои намерения.

Этот приём, конечно же, будет «работать» только в том случае, если «клинок» сай достаточно длинный, и кончик выступает за локоть.

На уровне начинающего следует чётко разделять действия рук. Они должны действовать попеременно. В случае с опытными учениками всё по-другому: движения рук должны быть «соединены» и помогать друг другу, чтобы один приём вызывал за собой плавное исполнение другого. Завершение той или иной комбинации должно заканчиваться чётко поставленной техникой с кимэ (концентрацией).

Изучение способов передвижения (сай довольно короткое оружие, поэтому будет довольно сложно защищаться, сохраняя постоянную дистанцию и, тем более, стоя на одном и том же месте), поиск наиболее выгодных положений в различных ситуациях займёт у вас довольно много времени. Перемещения, повороты таза и плеч — всё это и многое другое должно исполняться слитно и обеспечивать необходимую скорость и мощь приёмов. Пытайтесь также комбинировать сложные и простые элементы.

Хотя история сай до сих пор недостаточно изучена, сай-дзюцу — прекрасный способ для современного бойца улучшить свои способности, а также почувствовать ту «старинную обстановку», в которой занимались окинавские мастера прошлого…

Использованы материалы из книг:
1. Авторы: Осиро Тосихиро и Уильям Х. Хафф (Перевод: Павел Долгачев).
2. Оскар Рати и Адель Уэстбрук «Самураи» (Перевод Д. Воронина)

http://www.sib-jitsu.ru/