Хунцзяцюань (Hung Gar Quan)


Это один из пяти знаменитых стилей провинции Гуандун, но истоки его находятся в провинции Фуцзянь. На кантонском диалекте его название произносится как хунгар. Считается, что стиль был создан в монастыре Южный Шаолинь настоятелем Чжишанем в XVIII веке.
Хунцзяцюань (Hung Gar Quan)
Современные исследователи считают, что эта история не имеет ничего общего с действительностью, а является народным пересказом романа «Wan nian qing», написанного в XVIII веке. Согласно легенде, Чжишань соединил шиба лохань шоу (18 рук архатов) — северную систему боя на длинной дистанции — со своим любимым стилем ху чжао (когти тигра), и создал комплекс гунцзы фухуцюань (кулак покорения тигра в форме иероглифа «работа»), который стал основой для всех вариантов стиля. В этом комплексе — 157 движений. Сегодня известны следующие основные версии стиля:
Шаолиньсы хунцзя (шаолиньский хунгар) — выводящая себя от южного шаолиньского монастыря. Сегодня это — линия Тецяо Саня;Хунмэнь (школа Хун) — стиль, практиковавшийся в тайных обществах;«Деревенский хунгар» — стиль, основанный Хун Игуанем;«Старый» хунгар — линия Линь Фучэна;«Ортодоксальный» хунгар — система, составленная Хуан Фэйхуном;Хухэ пай (система тигра-журавля) — система, преподаваемая в линии Линь Шиюна;Хун га куэн — линия Дэн Фана.Шаолиньский хунцзя
Лян Кунь ??, вошедший в историю боевых искусств под прозвищем Тецяо Сань ??? (Tit Kiu Sam), еще подростком полюбил боевые искусства и стал обучаться у настоятеля монастыря Шаолинь уезда Путянь провинции Фуцзянь. За семь лет жизни при монастыре в качестве послушника он глубоко постиг шаолинь хунцзя.
Когда настоятель Gwok Yan умер в возрасте 110 лет, Лян Кунь отправился странствовать. Во время демонстрации боевого искусства он однажды предложил шестерым вцепиться в его руки и протащил их на сто шагов. После этого он получил прозвище Тецяо Сань, что означает «Железный Мост — Третий» («мост» — это предплечье, а «третий» — потому, что он был третьим сыном).
Прийдя в провинцию Гуандун, он поселился в монастыре Hoy Tung. Там он обменивался мастерством с настоятелем монастыря. Он обучил настоятеля комплексу тьесяцюань (кулак железной нити), а сам выучил у него технику владения шестом. У Лян Куня обучилось много учеников. Сам он даже в старости продолжал изучать боевые искусства, к примеру будучи уже в почтенном возрасте он изучил у настоятеля монастыря Chang Ngum ставший популярным комплекс с шестом мэйхуа гунь (шест сливы мэйхуа). Именно Тецяо Сань считается создателем самого сложного внутренне тренировочного комплекса стиля — тьесяцюань.
Другими известными мастерами этого направления были Ngam Yiu Ting и Ngam Dim Hung.
Хунмэнь
Это направление практиковалось среди членов тайных обществ провинции Гуандун, и о нем мало что известно.
«Деревенский» хунггар
Хун Игуань (Hung Hei Guen) был торговцем чаем из богатой семьи. Согласно легенде, он изменил фамилию в честь первого императора династии Мин, когда после инцидента с властями решил заняться антиправительственной деятельностью и пошел в ученики к настоятелю Чжишаню. Он назвал свой стиль «кулак семьи Хун», чтобы избежать проблем с властями. После сожжения монастыря Хун был одним из десяти спасшихся, и продолжил тренировать повстанцев. Он женился на Фан Юнчунь, которая была искусна в технике журавля. Так гласят народные легенды.
«Старый» и «ортодоксальный» хунггар
Самый известный боец стиля — Хуан Фэйхун ??? (Wong Fei Hung) — родился в середине XIX века в Гуандуне. По его биографии снято сыше ста фильмов. Тренироваться Хуан Фэйхун начал с пяти лет у своего отца, которого звали Хуан Кэин (Wong Kay Ying), и его учителя, которого звали Линь Фучэн ???. Оба они входили в число «10 Тигров Гуандуна». Уже к 13 годам Хуан Фэйхун стал признанным бойцом.
Кроме боевого искусства, он отлично знал медицину и был знаменитым доктором. На основе «мостов» (ударов предплечьями) из позиции всадника, применявшихся Тецяо Санем, и собственных боевых техник, он создал наиболее знаменитый комплекс стиля — хухэ шуансин цюань (кулак тигра/журавля). Правда, надо отметить, что согласно другой легенде этот комплекс был создан Хун Игуанем, соединившим собственную технику тигра с техникой журавля, выученной у жены.
Хуан Фэйхун был также знаменит своими двумя типами ударов ногами — хвост тигра (толчок ногой назад с упором руками в землю), и удар ногой не оставляющий тени (очень быстрый удар ногой вперед). Последний он изучил у человека, которого звали Song Ton Fai, в обмен на тесяцюань и гунцзы фуху цюань. В течении всей своей жизни Хуан Фэйхун оставался непобедимым бойцом, обучил много учеников — как боевым искусствам, так и медицине. Однако в октябре 1924 года во время бунта богачей в Кантоне дом и аптека Хуана сгорели дотла, и он в один миг потерял все нажитое им в течение всей его жизни. Вскоре погиб его сын. Эти события подкосили Хуана, и в 1933 году он скончался.
Хуан Фэйхун, фактически, установил всю систему техник в хунцзяцюань. Это техники тигра/журавля, позиция всадника, 12 «мостов», секретные техники «шицзешоу» («10 смертельных рук») передаваемые только ближайшим ученикам.
Хухэ пай
Дальнейший толчок стилю дал Линь Шижун ??? (Lam Sai Wing). В детстве он изучал боевое искусство у своего деда, которого звали Lam Bak Sin, у учителя У Цюаньмэя ??? он изучил хунцзяцюань, у учителя Jung Hon San’а — фочжан (буддийская ладонь). У ученика Тецяо Саня, которого звали Линь Фучэн, он изучил тесяцюань, а позднее стал учеником Хуан Фэйхуна, таким образом вновь сведя воедино различные ветви стиля. Все свои знания южных стилей Линь соединил в единую систему, названную им ху хэ пай (система тигра и журавля). В 1917 году Линь вместе с тремя учениками написал три книги по хунцзяцюань, которые переиздаются по сей день.
Хун га куэн
Другим знаменитым учеником Хуан Фэйхуна был Дэн Фан (Tang Fung). За свой традиционализм, выражавшийся в крайних формах, он был прозван «ум старой площади». Он учил строго тому, что изучал у Хуан Фэйхуна, ничего не убавляя и ничего не прибавляя. Он, к примеру, отлично владел техникой боя железным веером, но почти никогда ее не демонстрировал, ибо железный веер не входил в традиционное оружие хунцзяцюань.