Хуацюань (Hua Quan)
Хуацюань создан при династии Цин в годы правления под девизом «Цяньлун» молодым крупным мастером Гань Фэнчи из Цзяннина. Гань Жунчжай описал его в «Цюань юн мин Тянься» («Кулачные бойцы, известные на всю Поднебесную») так: «Фэнчи обладал пямо-таки сверхъестественной силой, знал как внешние, так и внутренние секреты кулачного искусства, и поэтому никто не мог противостоять ему». Гань Фэнчи написал «Хуацюань цзун цзянфа» («Общее описание хуацюань») (издана в 45-й год правления под девизом «Цяньлун»).
Первая часть представляет собой «син цюань нянь сы ши»(«действовать кулаком двадцати четырёх сил») и включает ещё «хуэй хуэй шиба чжоу»(«18 локтей мусульман»).
Вторая часть — это «чжун цюй юнфа» («среди имеющих прикладное применение»), а также относящиеся к категории «дуаньда» школы кулачного искусства «Тунцзя» («семьи Тун») и «Шацзя» («семьи Ша»).
Третья часть — «да на чжи фа» («методы ударов и захватов») — содержит указанные в названии методы.
Хуацюань сочетает преимущества как стилей категории чанцюань, так и стилей категории дуаньда. В нём нет комплексов, а основное внимание уделяют свободным отбивам атак, причём каждая защита предполагает атаку как рукой, так и ногой, а после защиты немедленно идёт контратака. В бросковую технику контратаки входят «Люй Бутоу одевает фиолетово-золотой шлем», «поддержать перила,увидеть цветок», «небожитель закрывает лицо», «обезьяна срывает сердце», «небожитель хлопает по талии», «на ходу прихватить чужое», «чёрный тигр ворует гениталии», «засохшее дерево обвивает корень», «Чжун # вытирает лоб», «заспинный меч Су Циня», «вырваться из когтей смерти», «Гуаньинь сидит напротив лотоса», «золотой дракон мотает туловищем» и «старый бонза несёт рис на склад». В технику защитных захватов, использующих силу противника, входят: «два тигра схватывают дракона», «ловкая женщина продевает нитку в иголку», «мнгновенная ладонь Гуаньинь», «летящая ласточка падает на землю», «феникс расправляет крылья», «Гуаньинь обхватывает чистую бутыль», «обернуть запястье золотым шёлком» и «красный ветер восходящего солнца». К ударам, выполняемым после защиты, относятся: «жёлтый орёл хватает ухо», «разорвать тигровый обхват» и «обернуться и упасть на колено».
Хуацюань насчитывает 89 приёмов. Во время их тренировки нужно обращать особое внимание на следующие пункты: «быстро и вовремя останавливаться, умело двигаться вперёд и назад, уверенно противостоять силе, поворачиваться спокойно, стремительно подниматься и опускаться, поднимать ногу остановившись, верхняя часть тела сильная, бьющий кулак ровный, вплотную касаться тела, кулак возвращается к ребрам, всё тело сильное».
Во время цинской династии Цзян Чжэцунь передал хуацюань Ли Таньюэ, а тот передал Яну Эчжоу (Ян Вэньлань).
В Хуацюань движения расправленны и свободны, скорость содержит силу, свободную изящность, ясно заметен ритм, все движения содержат в себе: цуань (броситься), бэн (скакать), тяо (прыгать), юэ (вскакивать), цифу (волнообразность), чжуаньчжэ (вращение), а также уклоняющиеся, раскрывающиеся, взвивающиеся и передвигающие движения. Теоретическими основами хуацюань являются «4 выхода», «8 методов» и «12 типов». 4 выхода — это ти (бить ногой), да (бить рукой), шуай(бросать руку) и на (хватать). 8 методов — это шоу фа (методы действий руками), туй фа (методы действий ногами), шэнь фа (методы действий корпусом), бу гун (искусство шага), цзин гун (работа с цзин), ци гун (работа с ци), шэнь гун (работа с шэнь) и ли гун (работа с силой). 12 типов — это «двигаться подобно гигантской волне, останавливаться подобно большой горе, подниматься подобно обезьяне, опускаться подобно сороке, стоять как петух, стоять как сосна, поворачиваться подобно колесу, гнуться как лук, быть лёгким как листик, тяжёлым как железо, медленным как орёл, быстрым как ветер».
У стиля 4 особенности: (1)Формы прямые — приемы круговые; схема плотная. Требования к кулачным формам: левое и правое симметричны, верх и низ — в установленном порядке, не покосившиеся, не хаотичные. (2)Сила плотная — тело целостное, пронизано единым ци. Требуется достигнуть «прием за приемом, форма за формой, шаг за шагом», «форма прервалась — мысль непрерывна, форма прервалась — ци непрерывна». (3)Движение быстрое — покой стабильный, наступаешь быстро — отступаешь скоро. Требуется: движение — скопил и выбросил, словно ветер крутит и рвет облака; покой — внезапно остановился, словно волна успокоилась на зеркале озера. В стихотворных правилах сказано: «в движении подобен мчащейся выдре, в покое — спрятавшейся рыбе», прыгаешь или наклоняешься — следуй движению, следуй изменению. (4)Жесткое и мягкое выручают друг друга, пустое и полное четко разделены. При действиях кулаками следует иметь и жесткое, и мягкое, можно быстро — а можно медленно, распрямляться и собираться, натягиваться и распускаться, понижение, подъем, остановка, поражение — все следует рационально использовать в таолу.
В техники рук входят: чун (прямой удар), гэ (блок), шань (обмахиваться веером), пай (хлопнуть), туй (толкать), цзя (подпирать), чжэ (преграждать), кань (срубать), цзя (зажимать), пи (рубить), чжуа (когтевой удар), тяо (вспарывать), цинь (придавить), чуань (пронизывать), ляо (приподнимать), туо (трясти), е (поддерживать), чжай (собирать), цзай (сажать), куа (держать под руку). В техники ног входят ти (мах), тань (распрямление лука), сао (сметание), бай (мах наружу), гоу (удар стопой-крюком), дэн (толчок вперед), цай (наступать), чуай (толчок в сторону), фэй (лететь), гуай (подворачивать), куа (перешагивать). В методы шагов входят син (переставной), цзи (ударный), та (наступающий), дао (падающий), тяо (прыгающий), чи (насмехаться), ча (заднескрестный), жао (огибающий), цзинь (наступать), чэ (отходить). В методы корпуса входят шань (увернуться), чжань (развернуться), чжэ (перегнуться), фань (перевернуться), чжуань (повернуться), тань (вытянуться), суо (съежиться), тин (выпрямиться). Его техника описывается 12-ю иероглифами: «чэн (длинный толчок), бо (отводить), чжан (вытягиваться), чжань (развернуться), гоу (крюк), коу (заворачиваться внутрь), цяо (вытягиваться вверх), бэн (прыгать), дин (упираться тупым концом), та (осесть), шоу (вобрать), чэнь (погрузить)»; это означает, что нужно кистями рук делать длинные толчки, пальцами — отвтдить, руки — вытягивать, грудь — разворачивать, стопа-крюк, колено — заворачивать внутрь, ногу — вытягивать, шаг должен быть прыгающим, голову нужно «упереть в небо», бедра — вобрать, ци — погрузить. Для урегулирования дыхания используют 4 метода: «ти (поднимать), туо (приподнимать), цзюй (сосредотачивать), чэнь (погружать)»; что означает, что поднимаясь надо поднимать ци, останавливаясь — приподнимать, при выбросе силы — сосредотачивать, опускаясь — погружать.
В реальном бою «храбрость — первая, ци — решающая». Требуется добиться «во-первых — яростности, во-вторых — жестокости, в-третьих — скорости, в-четвертых — знания, в-пятых — нужнонаправленности, в-шестых — своевременности, в-седьмых — спокойстивя, в-восьмых — неимения».
В таолу хуацюань входят комплексы начального, среднего и высокого уровней, работа с широким мечом, копьем, мечом и шестом, а также дуйлянь (парные комплексы).