Хонг За Куэн (Hong Gia Quyen)
Хонг За Куэн (Хонг За Вьетнам, Hongjiaquan) — вьетнамское боевое искусство.
Слыша название школы, некоторые ошибочно думают, что речь идет об одной из школ относящих себя к Шаолинскому направлению, — школе Хун Гар. Эта путаница проистекает из того факта, что первый иероглиф в названии школы Хонг-За является омонимом с первым иероглифом школы Хун-Гар. Вьетнамское написание, являясь звукописью, не позволяет понять эту разницу. Однако, если посмотреть на название школы, записанное иероглифами, становится понятным, что речь идет о разных школах.
Школа Хонг-За (полное название Ла Фу Шон Хонг За Вьетнам) — самобытная школа ушу, вышедшая из даоского монастыря на горе Ло Фу. Хонг-За — это «внутренняя» школа кунг-фу, уходящая своими корнями в даоскую йогу. В отличие от жестких (внешних) стилей единоборств, в школе Хонг-За человек не закрепощается, а, наоборот, учится максимально использовать естественные и свободные движения своего тела. Техника школы позволяет побеждать противника не массой и мышечной силой, а плавностью и быстротой движений в сочетании с точностью ударов.
Монастырь расположен на горе Ла Фу, вблизи Гонконга. В начале монастырь был построен как буддиский, а затем стал использоваться даосами. История школы «Hong-Gia» (произносится как «Хон Йа» или «Хон За») берет начало в XVIІ века. Основателем и первым патриархом школы считается — Тхай Тхыонг Ла Вун (Thai Thuоng Lao Vuan) — «Великий старый мастер», монах даоского монастыря на горе Ло Фу. Вторым патриархом являлся Грандмастер Тхай Эт (Thai At). Имя третьего патриарха не известно. Четвертым патриархом был Ли Ван Тан (Ly Van Tan). Пятым патриархом школы Hong-Gia со дня основания и первым патриархом во Вьетнаме является Нгуен Мань Дык, известный также под именем Нам Хай Шап Нхап (Nam Hai Chan Nhan) — «честный мастер». Нгуен Мань Дык родился в 1902 г. во Вьетнаме и умер в 1990 г. в Париже. Шестым патриархом школы является Ли Хон Тай — сын Нгуен Мань Дыка, родился в 1952 г. во Вьетнаме, в настоящий момент проживает в США.
До середины ХХ века школа носила название Ла Фу Шон Хонг За Куен, что можно интерпретировать как «Кунгфу семьи Хонг с горы Ла Фу». Грандмастер Нгуен МаньДык с 3 лет воспитывался в монастыре и стал приемником традиций школы Хонг-За. После захвата Китаем земель, где находился монастырь Нгуен МаньДык уезжает с семьей из Китая.
В монастыре обучались оба сына и дочь Нгуен МаньДыка. Ли Хонг Тай обучался непосредственно в монастыре на горе Ла Фу до 12 лет . Потом коммунистическая власть Китая закрыла монастырь и выгнала всех монахов, как тунеядцев. В 1964 Ли Хонг Тай вместе со своим учителем Ли Ван Таном переезжает в Камбоджу. Через пару лет Ли Ван Тан умирает в Камбодже. Монастырь долгие годы стоял закрытым и заброшеным. Сегодняшние власти Китая, позволили монахам вернуться в монастырь, но традиция была прервана и сегодняшние монахи ничего не знают о школе Хонг За. Сегодня гора Ла Фу известна своим рынком морепродуктов.
Ли Хонг Тай является мастером не только школы Хонг-За, но и школы Белого Журавля, его обучали фехтованию катаной, дзюдо. В 70-х годах ХХ века Ли Хонг тай приезжает в Сайгон, где ведет группы Хонг-За по просьбе своего отца. Молодой мастер не вызывал много доверия и Ли Хонг Тай охотно спарринговал со всяким, кто подвергал его мастерство сомнению, иногда просиживая по многу счасов на ступеньках дома. В 1975 году, после приесодинения Сайгона к коммунистическому Вьетнаму, Грандмастер Нгуен МаньДык переезжает с семьей во Францию. За эти годы в Сайгоне Хонг-За обучалось около 500 человек. Находясь во Франции Грандмастер Нгуен МаньДыка пожелал, чтобы в название школы было добавлено слово «Вьетнам» в знак признательности перед страной, которая стала его вторым домом на долгие годы. В настоящий момент школа называется HONG GIA VIET NAM. После этого старая атрибутика школы была изменена: в символике отказались от китайских иероглифов и была разработана новая эмблема школы.