Хэцюань (He Quan)

«Стиль журавля» — это общее название для нескольких стилей китайских и тибетских боевых искусств. Популярные истории обычно выводят происхождение стиля журавля из монастыря Шаолинь, утверждая, что когда монах Цююэ (мирское имя — Бай Юнфэн) создал «кулак пяти зверей», то одним из подстилей этого направления был именно стиль журавля. Однако современные исследования показали, что Бай Юнфэн создал не «кулак пяти зверей», а «кулак пяти ступеней», а соотнесение отдельных ступеней с образами зверей и птиц появилось гораздо позже.

Хэцюань (He Quan)

Одной из разновидностей стиля журавля является «тибетский журавль». Иногда его смешивают с ламацюань, но похоже что это все-таки разные стили. О системе «тибетский журавль» известно очень мало.

Китайский стиль журавля — это байхэцюань (кулак белого журавля). Согласно легенде, когда в конце XVII века мастер Фан Чжангуан переехал из провинции Чжэцзян в уезд Юнчунь провинции Фуцзянь, он взял с собой и дочь — Фан Цинян. Фан Цинян часто наблюдала за журавлями, и объединила журавлиные движения с теми знаниями боевых искусств, которые ей передал отец. С тех пор этот стиль стал распространяться, и в настоящее время им занимаются на юге Китая, на Тайване и в странах Юго-Восточной Азии.

Постепенно, в ходе практики и обработки материала разными мастерами, из первоначального байхэцюань выделилось четыре отдельных стиля: цзунхэцюань, минхэцюань, фэйхэцюань и шихэцюань. Они хотя и близки друг другу благодаря общему происхождению, но имеют и различия.

Во всех стилях журавля базой является комплекс саньчжань («три войны»), в других написаниях — саньчжэн («три прямых»), саньцзянь («три стрелы»); в окинавском каратэ вариант этого комплекса известен под названием санчин (справедливости ради отметим, что в разных стилях журавля комплексы с одинаковыми названиями могут довольно сильно отличаться друг от друга). Во всех стилях журавля прорабатывают опускание ци в даньтянь, тренируют работу с даньтянь. В бою требуют координировать внутреннее и внешнее, использовать два вида усилия — «светлое» и «темное». Вообще, стиль журавля считается довольно сложным, так как требуется нарабатывать специальные виды усилия, без которых приемы в бою бесполезны.

Для выведения противника из равновесия в байхэцюань используют голову, плечи, локти, таз и колени. Ноги при постановке на землю словно укореняются. Для эффективной защиты центра и мощного проявления силы обе руки во время схватки держатся перед собой локтями вниз, как если бы они были связаны в локтях веревкой.

Цзунхэцюань

В буквальном переводе «цзунхэцюань» означает «кулак журавля-предка», и именно так его и переводят в русскоязычных книгах по ушу низкого качества. Однако на самом деле иероглиф «цзун» используется для записи звучания фуцзяньского диалектного слова, отсутствующего в официальном китайском языке, и к смыслу этого слова никакого отношения не имеет. Представьте собаку, вылезшую на берег: она тут же начнет встряхивать и мотать корпусом, стряхивая воду. Это движение называется «гоу цзун шэнь» («собака встряхивается телом»), а это усилие встряхивания — «цзунцзин». Таким образом, правильный перевод слова цзунхэцюань — «кулак встряхивающегося журавля». Еще одно название стиля — сухэцюань (кулак ночующего журавля) — связано с тем, что в стиле в бою предпочитают работу от контратаки.

Цзунхэцюань как раз и требует от своего адепта на тренировке вырабатывать такое встряхивающееся усилие в руках, усилие сталкивания, а также собирающе-расталкивающее усилие в ногах. Особенности боевой техники цзунхэцюань таковы: видишь силу — породи силу, видишь силу — измени силу, видишь силу — добудь силу, видишь силу — откажись от силы. От рук требуют проработки взаимопревращений пяти первостихий: металла, дерева, воды, огня и земли. Особо прорабатывают «перешибающую руку», «перемещающую руку», «пробивающую руку», «бросающую руку». В технике ног часто используют «возвращающуюся ногу», «растаптывающую ногу», «сметающую ногу», прорабатывают: удар — продвижение, удар — отступление, уклон — удар.

Основой цзунхэцюань является встряхивающееся усилие. В этом стиле первые полгода ученик только натренировывал перемещения и прорабатывал «встряхивание руками в позиции всажника». Зато опытный боец в схватке мог только коснуться руками какой-либо части тела противника — и противник словно пораженный электрическим током либо падал на месте, либо отлетал на несколько метров. Еще это усилие называют «усилие понимания», имея в виду, что в результате его натренировывания вырабатывается феноменальная скорость реакции, стоит прикоснуться к противнику — и уже можно реагировать на его движения.

Основные виды встряхивающегося усилия в цзунхэцюань — это жесткое, мягкое, пустое, полное, продольное, поперечное и диагональное. Начинающий применяет в основном жесткое и продольное усилия, позднее он становится способен применять поперечное и диагональное, очень углубившийся — пустое, полное и мягкое.

Считается, что если встряхивающееся усилие проявлено правильно — перед ним ничто не может устоять: «Из десяти встряхиваний девять неверны. Настоящему встряхиванию не может противостоять даже тысяча солдат».

В цзунхэцюань используются такие формы кистей рук, как «ладонь — когти журавля» и «кулак — голова журавля». Комплексы цзунхэцюань: саньчжань («три войны»), сымэнь («четверо врат»), саньдянь («три точки» — при атаке идут удары по трем точкам), умэйхуа («пять цветков сливы» — маршрут комплекса образует цветок сливы мэйхуа), хэчи («журавль раскрывает крылья»), убу («пять шагов»). Самым важным является тренировка саньчжань. Поговорка кулачного искусства гласит: «яо сян цзунхэ хао — санчжань лимянь чжао» («действительно хочешь натренировать цзунхэцюань — ищи внутри саньчжань»). Саньчжань — это база цзунхэ.

Минхэцюань

«Минхэцюань» переводится как «кулак голосящего журавля». Метод выброса силы здесь похож на метод из цзунхэцюань, но требуют, чтобы при передаче усилия в руку в каждом суставе ощущалось подрагивание, а когда усилие достигало ударной точки — следовал ударный импульс, что называется «усилие в один цунь». При этом следует выкриком помогать выбросу усилия, отчего и произошло название стиля. Энергия здесь проявляется из физического тела, а мысль используется для направления ци в мозг и поднятия жизненного духа: «форма в качестве кулака, мысль в качестве духа». При выбросе усилия сила идет от пятки.

В этом стиле для удара предпочитают использовать ладонь. Формы кистей рук: «ровная ладонь» («ладонь с расставлеными пальцами»), «свисающая ладонь» («крюк в тысячу цзиней»), «ладонь с двумя выставлеными пальцами» («пальцы-ножницы»), «когти журавля», кулак, «кулак одной жемчужины» («кулак — глаз феникса»). Комплексы: саньчжань («три войны»), да сымэнь («ударить по четырем вратам»), эршиба бу («28 шагов»).

Фэйхэцюань

«Фэйхэцюань» означает «кулак летающего журавля». В трактатах по этому стилю сказано: «пронизывание — это как полет». Под «пронизыванием» здесь понимается распростирание на большой площади. В этом стиле в большей степени чем в прочих стилях журавля уделяют внимание подражанию журавлю, движения разворачиваются на большом пространстве. Используются «хлопающие» удары руками подражающие движениям крыльев журавля, перепрыжки, при вдохе поднимаются вверх будто взлетая.

Используемые формы кистей рук: «ровная ладонь» («ладонь с расставлеными пальцами»), «свисающая ладонь» («крюк в тысячу цзиней»). В позициях стиля колени свернуты внутрь, что напоминает журавлиные позы. Перемещения натренировывают на верхушках врытых в землю столбов. Комплексы стиля: саньчжань («три войны»), сымэнь («четверо врат»), бабулянь («восемь шагов непрерывны»), эршиба сю («28 созвездий»).

Шихэцюань

«Шихэцюань» означает «кулак кормящегося журавля». Как сказано в трактатах: «`Прихватывать’ — это и означает `кормиться’». В этом стиле часто используют пальцы, словно журавль берет пищу клювом — отсюда и название. Другие названия стиля — чжаохэцюань («кулак утреннего журавля»), бихэцюань (тоже можно было бы перевести как «кулак встряхивающегося журавля», «би» — это опять-таки специальное слово фуцзяньского диалекта, отсутствующее в общекитайском языке). В стиле прорабатывают внезапность удара. Используют «методы действий руками пяти первостихий», то есть «руку металла» (удары запястьем согнутой в запястье кисти по атакующей руке противника), «руку дерева» (вспарывание ладонью наружу-вверх для отвода атакующей руки противника и немедленный втыкающийся удар концами пальцев той же руки), «руку воды» (накрывание руками изнутри наружу или снаружи внутрь атакующих рук противника с немедленной контратакой), «руку огня» (толчок двумя ладонями вперед) и «руку земли» (захват двумя руками запястья атакующей руки противника с немедленной контратакой). Комбинации приемов соответствуют взаимопорождению и взаимоподавлению пяти первостихий.