Основатель дзюдо Кано Дзигаро
Путь Кано Дзигаро наглядно свидетельствует всем, как слабый и болезненный юноша, работая над собой, может изменить себя и превратиться в грозного противника для любого бойца.
Родившись в 1860 г. в Микагэ — небольшом приморском городке в префектуре Киото, Кано Дзигаро с детства страдал от физической слабости и преследовавших его болезней. Несмотря на то, что он являлся потомком известного некогда самурайского рода, неспособность дать отпор часто привлекала к нему уличных хулиганов, нещадно избивавших будущего мастера.
Именно их назойливое внимание предопределило последующую жизнь Кано Дзигаро, который начал усиленно заниматься различными видами спорта, в частности, бейсболом, гимнастикой, греблей и туризмом. К моменту осознания себя физически окрепшим Дзигаро имел разностороннее образование и обучался в Токийском имперском университете.
Там же он впервые узнал о дзюдзюцу и избрал его своим путем достижения гармонии в развитии тела и духа. Постигать секреты данного традиционного японского искусства самозащиты, основанного на ударах и захватах, Кано начал в 1877 г. в школе Тэндзин Синъё-рю под руководством Фукуды Хатиносукэ и, проявив незаурядную старательность, усидчивость и терпение, к моменту смерти первого сенсэя достиг значительных успехов.
Продолжая дальнейшее изучение других рю классического будзюцу и делая упор на методах безоружной борьбы, к 1882 г. Кано Дзигаро смог сформировать собственный стиль. В отличие от традиционного дзюдзюцу, которое, по мнению мастера, к тому времени полностью дискредитировало себя арсеналом грязных приемов и низкими моральными качествами ее последователей, новая система была названа им Кодокан Дзюдо, что подчеркивало человечный характер направления.
Первая школа, которую открыл Дзигаро, располагалась в храме токийского района Ситая и вмещала в себя всего 12 татами, на которых тренировались 9 его первых учеников. Преподававшаяся им техника представляла собой смесь различных приемов самообороны без оружия с ярко выраженной направленностью на непричинение чрезмерного вреда. Все это основывалось на концепции и задачах, заимствованных из классического будо, и олицетворяло собой путь духовного и физического самосовершенствования.
Являя собой контраст классическому дзюдзюцу, дзюдо стало объектом гонений и недовольств со стороны адептов старых систем, которые настолько широко распространились в обществе, что к 1886 г. начальником управления имперской полиции было принято решение провести состязание, чтобы выяснить состоятельность новой школы.
В качестве противника выступили представители школы Рёи Синторю. В 15 состоявшихся матчах ученики Кано Дзигаро не проиграли ни одного, завершив тринадцать из них победой, а в двух матчах была зафиксирована ничья. Получив признание, Дзигаро продолжил разработку теории и духовной составляющей своего стиля и к 1922 г. создал Культурное общество Кодокан — Кодокан бунка кёкай