Ниндзюцу

» Свист звёздочки в вечерней тишине, внимательному уху скажет сразу, откуда ждать врага . «
( Японская поэзия » Хайку » 16 — 17 веков )

Ниндзюцу

Существует много версий и историй о возникновении искусства ниндзюцу, и каждый трактует их по своему. К сожалению , сведения о ниндзя во многих книгах, романах и историях, а тем более кинофильмах изображены неверно.

Кровожадные убийцы , лишённые элементарной человеческой морали, да ещё и их непонятные ритуалы, которые создал «Голливуд» — всё это полностью отделяет нас от истинного понятия этого древнего боевого искусства. Настоящее искусство ниндзюцу, как свидетельствуют историки — востоковеды, зародилось более чем 800 лет тому назад.

Истоки искусства ниндзюцу идут из Индии, Китая и Тибета. Именно в Тибете развивались все эзотерические учения, а также магия, которую ниндзя переняли у странствующих монахов, а из Китая к ним попали религиозные учения Будизм и Даосизм. Из Индии в ниндзюцу пришли «Мудры (Кудзи)» — тайные символы, создаваемые кистями рук и пальцев.

«Мудры» были увековечены великим учителем Бхарата Натьяшастрой в Индии в 1 вв.до н.э. в своём произведении «Абхинайя — дарпана». Ещё в 481 — 221 гг.до н.э. китайский военноначальник и великий философ Сунь-Цзы написал трактат «О военном искусстве», в котором целая глава посвящена использованию шпионов.

В 7 веке до н.э. принц Сётоку Тайси впервые использовал шпиона в борьбе против могущественного феодала за провинцию Оми. Тогда же и появился термин «Синоби» или «Нин» (два этих слова пишутся одинаковым иероглифом, и переводятся как «невидимый» или «терпеливый»).

Данные исторические факты показывают, что искусство воинов — невидимок было известно в феодальной Японии уже задолго до периода его рассвета — периода Камакура ( 1192 — 1333 гг. ). В то время многие самураи были изгнаны из дворца и нашли себе убежище в горных провинциях Ига и Кога.

Клан Кога состоял из 53 семей, которые вероятно объединились в период Тэнкйо. Это уже было после войны Мотидзуки Сабуро Камеие против Тайра Но Масакадо, в результате которой он получил немного земли с Юго-Востка провинции Омо. Область была названа Кога-Гун, после чего Мотидзуки изменил имя на Кога Они Но Ками Камеие.

Его сын был талантливым в военном деле, философии в литературе. Он и считается основателем Кога-рю. Всему его обучил монах-буддист Татсумаки Хоши, который жил в их области.

Традиции и техники клана Кога сохранялись семь поколений Они Но Ками, прежде, чем стали распространяться между другими семействами: Угаи, Наики и Акутагава.

После 1395 года самыми известными семейными школами клана Кога стали: Кога-рю, Таро-рю, Отомо-рю, Шинпи-рю, Куруя-рю, Тайра-рю, Томо-рю, Фудживара-рю, Бьяку-рю, Тачибана Хачи Тэнгу-рю, а восемь основных семей клан : Кога, Мотидзуки, Угаи, Наики и Акутагава, Уэно и Нагано. Самыми сильными группами ниндзя клана Кога обладали семьи Хиругуми, Кауругуями, Тачибана Хачитенгу, Гуми и Кавачи Йон Тенгу Гуми.

Вначале Ронины (самураи без хозяина) постоянно пополняли кланы ниндзя, но постепенно подобные горные общины переросли в полностью закрытые организации, где искусство ниндзя передавалось по принципу семейных школ, т.е. от отца к сыну. Со временем искусство «Воинов-невидимок» всё больше и больше завоёвывало уважение виртуозных военных специалистов того времени.

Во главе каждого клана стоял «Дзёнин». Его место обычно занимали только члены клана , создавшего данную организацию . «Дзёнину», как правило, подчинялись группы «Тюнинов» — военноначальников среднего звена, отвечавших за выполнение приказов «Дзёнина». Группе
«Тюнинов» подчинялись «Генины» — агенты-ниндзя, руками которых осуществлялась вся черновая работа.

С 1467 года ниндзя получили признание от сёгуна Асикага Есимицу, а один из крупнейших феодалов Такеда Синген, пытавшись объединить Японию в единое государство имел целый отряд ниндзя из клана Кога в своём распоряжении. После его смерти, Ода Нобунага, человек, на жизнь которого не раз покушались клановые общины Кога и Ига, в связи с этим решил покончить с ниндзя и направил в провинцию Ига свой отряд.

Ему удалось разгромить отряд ниндзя, многие из которых были схвачены и казнены, а оставшиеся разбрелись по стране.

После убийства Нобунага его же людьми в 1590 году в опасности оказался будущий сёгун Токугава. Поддержку и спасение ему обеспечил легендарный ниндзя — Дзёнин Хаттори Ханзо, ставший в последствии главой его секретной службы. Династия Токугава правила Японией более 200 лет, но поняв, какая опасность исходит от ниндзя, Токугава запретил практиковать ниндзюцу. Чтобы спасти технику и передать её потомкам, один из мастеров этого искусства в 1676 году составил энциклопедию, в которой описал различные техники, которые изучались кланами Кога и Ига, сохранив этим знания его традиций.