Мотобу-рю каратэ

Мотобу-рю каратэ

Школу Мотобу-рю («Мотобу-ха Косё-рю кэмпо-каратэ») создал легендарный окинавский боец Мотобу Теки (1871—1944).

Он родился в Сюри, древней столице Окинавы, в семье влиятельного аристократа Мотобу Ясуси (или Мотобу Томура). Его отец был мастером каратэ и секретной системы боя королевской семьи Удон-тэ (или Готон-тэ).

Все три его сына — Тёю (умер в 1936 г.), Тесин и Теки — занимались каратэ с детства. Однако основное внимание отец уделял старшему сыну и наследнику Тёю. Его одного отец обучал секретам Уцон-тэ, он занимался у лучших наставников каратэ, в частности, у великого Мацумуры Сокона.

Теки повезло меньше. Родители уделяли ему мало внимания, не заботились об образовании и воспитании. Так, он плохо знал японский язык. С ранних лет мальчик был предоставлен самому себе. Старшие братья тоже относились к нему с пренебрежением и были не прочь опробовать на младшем изученные приемы каратэ. Все это предопределило характер Теки. Он рос замкнутым, жестоким человеком, верил только в силу и плевать хотел на общепринятые стандарты поведения.

Мотобу решил стать самым великим бойцом, чтобы никто не мог его унизить или причинить ему вред. Поскольку отец не хотел (или не мог) нанять для него учителя, Теки стал тренироваться самостоятельно. Он часами наносил удары по макиваре (-1000 ударов ежедневно), много занимался общефизической подготовкой. Довольно быстро он закалил свое тело, развил силу и прыгучесть.

Вскоре Теки стал давать жестокий отпор всем обидчикам. Очень быстро за ним закрепилась репутация драчуна и задиры. Тогда отец, опасаясь, что из сына вырастет преступник, решил отдать его в ученики к кому-нибудь из мастеров каратэ.

Первым из них оказался знаменитый мастер стиля Сюри-тэ Итосу «Анко» Ясуцунэ (1830—1915). Однако обычные тренировки его не вполне устраивали, он хотел проверять свои умения на практике. В поисках приключений Теки отправлялся в квартал развлечений портового города Наха, кишевший пьяными матросами, ворами, грабителями, сутенерами и т.д. Драки там происходили часто, и юноша не упускал случая, чтобы участвовать в потасовках. В схватках с шайками местных драчунов он набирался опыта, проверял полученные знания, оттачивал приемы. Будучи не по годам мускулистым и обладая к тому же довольно высоким для окинавцев ростом (160 см!), Мотобу, как правило, легко одолевал всех соперников, но изредка получал и сам, нарвавшись на серьезного противника.

В додзё Итосу Теки вел себя заносчиво, бравируя силой и опытом реальных поединков. Впрочем, здесь имелись люди, способные поставить его на место, например, сэмпай мастера Итосу, Ябу Кэнцу (1863—1937). Ябу в поединках всегда побеждал Мотобу, но подробности этих схваток нам неизвестны. Итосу Ясуцунэ относился к уличным похождениям Мотобу крайне неодобрительно. Как и большинство наставников того периода, в каратэ он видел средство самосовершенствования, укрепления духа и тела, формирования характера, а не победы в уличных драках. Поэтому после одного из уличных побоищ, окончившегося плачевно для нескольких противников Мотобу, он выгнал последнего из своего зала, навсегда закрыв дорогу назад.

После этого Теки некоторое время занимался в додзё мастера Сакума и некоторых других сэнсэев, но отовсюду его в конце концов изгоняли. Самое большое влияние на Мотобу Теки оказал ныне почти забытый великий мастер стиля Томари-тэ Мацу-мура Косаку (1829—1898).

Хотя у Теки была скандальная репутация, Мацумура согласился принять дрчуна и нагодника в ученики, заручившись обещанием, что тот больше не будет встревать в драки.

Однаку Мотобу своего обещания не сдержал, встревал в уличные драки и дрался с представителями других школ, жестоко избивая многих бойцов.

Стиль каратэ Мотобу-рю

Побывав в додзё у десятка ведущих мастеров окинавского каратэ и имея за плечами колоссальный опыт уличных драк, Мотобу разработал собственный стиль ведения боя, хотя никогда не претендовал на официальную регистрацию своей школы в Буто-ку-кай.

Он использовал естественные высокие стойки, часто выполнял блоки и удары без отдергивания второй руки к бедру (хики-тэ). Мотобу держал эту руку выставленной вперед для обеспечения защиты, кроме того, он считал, что из такого положения ее легче «ввести в бой»). Основное внимание Мотобу уделял защите и поражению центральной линии тела. Основным его оружием были мощные удары руками, прямые (сэйкэн-дзуки) и хлесты тыльной стороной кулака (уракэн-ути), различные удары локтем, а также уколы и тычки выдвинутым вперед суставом указательного пальца (кэйкокэн, иппонкэн). Нагаминэ Сёсин утверждает, что кэйкокэн был самой любимой техникой Мотобу. По его словам, мастер отрабатывал этот удар на макиваре, нанося удары в полную силу. На основании своего огромного опыта реальных боев, он пришел к выводу, что обычный кулак в ближнем бою не всегда позволяет «уложить» противника, зато Удар кэйкокэн в этой ситуации чрезвычайно эффективен.

Основную массу ударов Теки наносил выставленной вперед
рукой. В некотором смысле подобная техника была новой для окинавского каратэ, где традиционно переднюю руку применяли для блокировки, а задней наносили мощные удары. Мастер утверждал, что главное в бою — скорость, а поскольку передняя рука ближе к противнику, она быстрее достигает цели и посему должна атаковать.

В защите Теки использовал приемы накрытия рук противника с «прилипанием» и переходом к контролю, применял различные захваты. Вообще захваты, судя по всему, были одним из его коньков, и он активно использовал их, чтобы «натягивать» противника на удар.

Удары ногами в стиле Мотобу играли второстепенную, но все же немалую роль. Ногами (стопой и коленом) он бил исклю-чительно в колено, пах и живот. Эти его удары обладали большой силой. По свидетельству очевидцев, в одном из поединков он, словно спичку, одним легким «щелчком» сломал противни-ку ногу.

Мишенями для его ударов служили не только лицо и туловище, но также пах (одним из излюбленных приемов бойца был захват мошонки с последующим рывком, в результате которого жертва рисковала лишиться половых органов) и колени.

Характерной чертой стиля Мотобу, отличающей его от всех других стилей каратэ, был акцент на одновременном использовании двух рук, или руки и ноги. Блок и удар не разделялись на два действия, а выполнялись одновременно. За счет этого достигался выигрыш времени и внезапность контратаки.

Еще один важный момент — отработка не одиночных действий, а комбинаций. Базовые парные упражнения стиля Мотобу представляют фрагменты поединка, в котором бойцу приходится отражать комбинированную атаку противника, состоящую из ударов по разным уровням, и самому преодолевать череду его блоков.

Огромное значение Мотобу придавал общефизической тренировке. Во-первых, это работа на макиваре (напомним, 1000 ударов ежедневно). Во-вторых, силовые упражнения. Он укреплял руки традиционными окинавскими гантелями и булавами. Помимо этого, ежедневно поднимал на плечи камень весом около 70 кг. В-третьих, прыжки вверх, например, с улицы на крышу невысоких окинавских жилищ.

Несмотря на то, что стиль Теки был ориентирован исключительно на реальный бой, он не отказался от использования ката. Среди них он особо выделял ката Найхантин (Тэкки). По сути, именно из этого ката родился весь стиль великого мастера. И в
этом — специфика подхода Мотобу: он рассматривал ката не как набор конкретных приемов, а как совокупность идей. Поэтому, демонстрируя ката, он не стремился к точному воспроизведению позиций, легко менял углы, стойки, порядок действий.