Матерацци. Преступная жизнь

Марко Матерацци

Марко Матерацци

Реакция на это имя всегда одинакова. «Что вам приходит в голову, когда вы слышите о Марко Матерацци?», — спросите у любого человека, даже бесконечно далекого от футбола. «Негатив», — наверняка ответят вам. Действительно, это слово точнее всего отражает чувства большинства людей после всем известной истории. И неважно, кому человек симпатизирует — «Адзурри» или «Трехцветным». Все равно, Марко Матерацци – антигерой, иуда и подлец, человек, испортивший последний матч Зинедина Зидана. Несмотря на то, что мы всегда завидовали славе фильма «Унесенные ветром», которому удалось перевернуть привычное представление о Добре и Зле и навеки сделать дело Юга правым, мы не надеемся изменить мнение читателей о нашем сегодняшнем герое.

26 июня 2006 года в Кайзерслаутерне «Скуадра Адзурра» была похожа на саму себя не лучших образцов. Волею случая перед командой Марчелло Липпи открылась прямая дорога в полуфинал, ведь после первого раунда плэй-офф предстояло играть с победителем пары Швейцария – Украина. Впрочем, для этого еще нужно было пройти Австралию, что, как оказалось, было совсем не просто. Команда Гууса Хиддинка, того самого, который жестоко посмеялся над Италией четыре года назад, никак не желала сдаваться. Более того, в самом начале второго тайма произошел эпизод, который заставил итальянских тифози еще сильнее почувствовать страх перед надвигающейся катастрофой. После удаления Марко Матерацци команда осталось вдесятером. То, что правила против Брешиано нарушал не Матерацци, а Дзамбротта, станет ясно только потом, после многократного пересмотра повтора. С некоторого ракурса и сейчас можно подумать, что виноват именно защитник «Интера». Но сам-то он прекрасно знал, что в этот раз совершенно не причем. Он пытался спорить, но Медина Кантальехо был непреклонен.

Марко Матерацци

Понуро направляясь в раздевалку, Марко хорошо понимал, что стал заложником своей репутации, заработанной за последние сезоны в «Интере». Но обвинять все равно будут его, как обвиняли Тотти после удаления в Корее. Нарушение, тянувшее в лучшем случае на желтую карточку, станет причиной очередной неудачи сборной Италии. Сейчас им предстоит отбиваться против настырных австралийцев, отбиваться почти целый тайм. Но что толку – в лучшем случае «Адзурри» ждет лишь серия пенальти, а в ней на Италию никто не поставит и ломаного гроша. Это был настоящий кошмар. Это был конец международной карьеры, которая так толком и не успела начаться. Это был конец для Марко Матерацци.

Марко Матерацци

Он всегда умел оказаться в нужное время в нужном месте: фол против Брешиано

Матерацци никогда не считался талантливым, в этом праве ему всегда отказывали даже в минуты славы. Вообще, очень часто разговор о таланте является совершенно бессмысленным, ведь его нельзя измерить объективно. Происходит странная вещь – люди с большой легкостью готовы признать кого-то талантливым. Но уж если на ком-то висит ярлык «бездарный», то это навсегда. Все мы постоянно слышим о подающих надежды игроках, большая часть из них потом куда-то пропадает. Но и на этот случай всегда под рукой есть объяснение – таланту не дали раскрыться. Не нашлось человека, который в него по-настоящему поверил. В Италии есть даже «черный список» из футболистов, которые так и не раскрылись и не стали звездами, хотя в какое-то время подавали огромные надежды. В этом списке есть несколько «вторых Роберто Баджо», пара несостоявшихся «Мальдини» и так далее. Теперь уже и не проверишь – кому из них действительно не повезло, а кто попросту не тянул. Если уж у самого Франческо Тотти был в жизни момент, когда только мудрый тренер Карло Маццоне, которого он с тех пор всегда будет называть «вторым отцом » спас его от опрометчивого шага, который мог разрушить его карьеру. Позднее Маццоне оказал огромное влияние на становление Андреа Пирло, но далеко не всем так повезло.

По теме

Матерацци: «Я сказал Зидану…» (ВИДЕО)

Матерацци: «Не суди книгу по обложке» (интервью) [июль 2011]

Матерацци: «В «Интере» у меня есть еще две миссии» (интервью) [июль 2010]

Матерацци же, несмотря на то, что его отец был довольно известным тренером, с самого начала своей карьеры не имел никаких преференций. Пробивался сам. Вообще пути отца и сына пересеклись лишь раз – когда Джузеппе тренировал «Мессину», Марко дебютировал в молодежной команде. Очень скоро и тот и другой навсегда покинули сицилийский клуб, и с тех пор каждый шел своей дорогой. Но если Джузеппе, особенно в начале своей тренерской карьеры, был довольно востребован, то у Марко дела не заладились с самого начала. Строго говоря, все вообще шло к тому, что он не никогда не станет не то что заметной фигурой итальянского футбола, а даже средним футболистом. Намучившись в серии С, он пытался закрепиться в «Перудже», которую Джованни Галеоне выводил в серию А, но неудачно — ему даже не дали провести и двух игр. В 22 года его отправляют в аренду в «Карпи», в деревню, в глушь.

Марко Матерацци в Эвертоне
В Англии он научился играть жестко — тамошние судьи многое позволяли

Если бы кому то пришла идея составить рейтинг итальянских защитников, то Матерацци в тот момент, уверен, не попал бы и в сотню. А, скорее всего, о существовании такого футболиста вообще мало кто помнил. Но Марко не сдается, именно в этот момент он открывает в себе способность забивать голы. Неуклюжий, не обладающий ни резкостью, ни стартовой скоростью, защитник вдруг начинает раз за разом поражать ворота. В «Перудже», которая уже в тот момент играла в серии А, это заметили и вернули его назад. Марко наконец-то дебютирует в высшем дивизионе на «Ренато Кури». Интересно, что соперником умбрийцев в той игре был «Интер», команда, которая окажет огромное влияние на судьбу Матерацци.

***

Кстати, в тот же самый день в серии А в составе «Ромы» дебютировал Омари Тетрадзе. А сама игра завершилась со счетом 0-0. Но «Перуджу» было уже не спасти – команда снова вылетела в серию B. Именно в этот момент Марко очень повезло – его отдают в аренду в «Эвертон». Нужно сказать, что тогда в английской премьер лиге была настоящая мода на итальянских футболистов. Положа руку на сердце, не всегда на Альбион отправлялись самые лучшие – часть футболистов попросту уезжала доигрывать, но были, разумеется, и обратные примеры.

Марко Матерацци в Перудже

Интересно, что вместе с Матерацци на британские острова отправился и другой футболист «Перуджи» – знаменитый форвард-молчун Марко Негри, который в «Рейнджерс» забьет какое-то немыслимое количество мячей. Тогда даже Чезаре Мальдини, тренер сборной Италии, в одном интервью сказал – » может я возьму на чемпионат мира Марко Негри». И хотя до этого не дошло, рискну предположить, что Британия в те годы стала настоящим «социальным лифтом» для целого ряда итальянских футболистов. Действительно, вместо того, чтобы чахнуть в серии B, гораздо веселее играть на переполненных стадионах Англии и Шотландии. Что касается Матерацци, то именно в премьер-лиге он научился играть по-настоящему жестко. Тамошние судьи позволяли чуть больше, чем было принято на континенте.

***

Да, уезжали многие, но далеко не все возвращались. Слава Джанфранко Дзолы, который смог на четвертом десятке лет стать символом такого клуба как «Челси», привлекала многих. К тому же, на стыке веков итальянский футбол медленно но верно приближался к своему первому кризису. Возможно, будь Матерацци чуть более заметной фигурой, он бы остался в Англии, но «Перуджа» неожиданно обыграла «Торино» и снова вернулась в элиту. В столице Умбрии Марко провел еще два сезона, особенно чудесным, разумеется, выдался второй. Тогда ему удалось забить 12 мячей, почти половину из которых (семь) он провел с одиннадцатиметровой отметки. Именно тогда, когда пал «вечный» рекорд Даниэля Пассареллы, Матерацци дебютирует в сборной Италии, а с нового сезона переходит в «Интер».

Лацио - Интер 4-2

Черный день в истории нерадзурри: поражение в последнем туре от «Лацио»

Ох уж этот «Интер»! Он был как будто создан для Матерацци, ведь там новичку «зацепиться» за место в основе было достаточно реально — в команде была большая «текучка кадров». Сегодня тяжело даже представить его в черно-белой или красно-черной футболке. Возможно, он бы органично смотрелся в «Роме», где иногда приживались люди с похожей энергетикой, но сегодня проверить это уже нельзя. Напомню, что к 2001-му году нерадзурри заслужили в Италии репутацию команды, которая тратит огромные деньги, но никак не может выиграть скудетто или Лигу чемпионов. Миланцам тогда покорялись только кубки УЕФА, которые совершенно не удовлетворяли амбиции ни болельщиков, ни Массимо Моратти.Тогда над «Интером» было уже едва ли не хорошим тоном посмеиваться. Причем делали это не только недоброжелатели клуба, но даже и собственные тифози. «Болеть за наш клуб – это крест», — шутили некоторые из них. Действительно, тогда миланцыказались какими-то заколдованными. Кого они только не покупали – Роналдо, Виери, Беркампа, Джоркаеффа — все без толку. Приглашали даже Марчелло Липпи – но и тот потерпел неудачу. Нужно сказать, что были случаи, когда «Интеру» действительно не везло. Так было и в первый сезон Матерацци, когда в последнем туре команда Эктора Купера неожиданно уступила «Лацио». Карел Поборски, тот самый герой Евро-96, весь сезон валявший дурака, вдруг выдал великий матч, не отставали от него и другие лациале. В результате, «Лацио» остановил «Интер», а чемпионом стал «Ювентус».

 7 мая 2003 года.
«Милан» — «Интер» (0:0) 13 мая 2003 года.
«Интер» — «Милан» (1:1)

Второй случай невезения нерадзурри случился в полуфинале лиги чемпионов, когда «Интер» имел все шансы пройти Милан. Не буду сейчас утверждать, кто был тогда сильнее, но многие признали годы спустя, что все могло повернуться в любую сторону, особенно в конце второго матча. Так «Интер» остался без великих трофеев, хотя находился от них на расстоянии вытянутой руки. Но вернемся к Матерацци, который за годы, проведенные в команде стал одним из символов «Интера». Вне конкуренции был, конечно же, легендарный капитан Хавьер Дзанетти, человек, которого уважают даже недруги нерадзурри. А Марко же, напротив, умудрился впитывать едва ли не весь негатив, который накапливался по отношению к команде, особенно, разумеется, после кальчополи. Так, мало помалу, к нему «прилипло» многое из того плохого, что есть в «Интере». Он стал таким своеобразным «пылеcборником». Роль, которая мало кому могла понравится, была, как это ни странно, ему по вкусу. Он и сам давал для этого поводы – играл часто грубо и даже грязно. Но никогда бы Марко не заслужил такую репутацию, если бы он сам этого не хотел. Мало ли было футболистов в грандах кальчо, которые играли жестко? На ум сразу приходит Паоло Монтеро, Рино Гаттузо тоже никогда не играл в балет, а тот же Альдаир наводил на форвардов соперника ужас. Про Юргена Коллера и Франко Барези тоже ходили легенды по поводу их жесткости. Но относились ли к ним так негативно? Ни в коем случае.

Марко – другой случай. Он не просто жесткий защитник, который играл грубо, он показывал, что ему это нравиться. Именно в этом секрет отношения людей к Марко Матерацци, он кроется в особенности его характера.

***

По поводу характера Матерацци есть одно любопытное мнение, которое, как минимум, заслуживает обсуждения. Дескать, три четверти того, что публика думает о Марко, навязано им самим. Он любит быть «плохим мальчиком», ему нравится рассказывать про себя разные истории, он получает удовольствие, когда люди считают его хуже, чем он есть на самом деле. Но делает он это все не из-за душевной подлости, а просто это такая форма самозащиты. В самоуничижении и умении оговорить себя Марко даст фору любому, причем он в этом своим стремлении абсолютно искренен, но это самоуничижение имеет глубокий сакральный смысл. В его случае оно дает ему право и возможность быть тем, кто он есть на самом деле, оставаясь при этом для публики навсегда мясником, грубияном и чуть-ли не убийцей. Совершенно не случайно они нашли общий язык с Жозе Моуриньо, который, по общему мнению, принадлежит ровно к тому же психологическому типу людей.

Жозе Моуринью и Марко Матерацци

Но вот что самое интересное – в природе крайне редко уживаются два таких вот условных «Наполеона» в «одной берлоге». Это возможно лишь тогда, когда один готов уступить другому право первенства. И в случае Матерацци и Моуриньо, несомненно, первый именно так и поступил. В итоге два этих человека, вместо того, чтобы стать заклятыми врагами, стали союзниками. Более того, они могли бы стать и друзьями, если бы не традиционная для Италии дистанция между футболистом и тренером. Но зато когда Моуриньо ушел, уже ничто не мешало им на публике продемонстрировать свои эмоции. И тогда даже недруги признавали, что эта сцена не сыграна, она целиком «от сердца».

Знаменитая сцена прощания Моуринью и Матерацци

Но в тот июньский день «Скуадре Адзурре» повезло. Медина Кантальехо вернул долг за несправедливое удаление и назначил пенальти, которого, по общему мнению, не было. Марко Матерацци получил шанс исправиться, что он и сделал, блестяще сыграв в полуфинале с немцами. Возможно, это была его лучшая игра в составе «Адзурри», а то и за всю карьеру. В той команде вообще целая группа футболистов смогла провести на турнире свои лучшие матчи, прыгнуть выше головы. Но если от Каннаваро, Пирло, Буффона или Гаттузо этого можно было ожидать, ведь они в своей карьере не раз и не два играли на высочайшем уровне, в том числе в сборной, то двое из команды Липпи действительно удивили. Эти двое– Фабио Гроссо и Марко Матерацци, люди, от которых такого гигантского «прыжка» в уровне мало кто ожидал. Оба до 2006 года считались футболистами довольно средними. Да и не стали суперзвездами после него. Возраст уже был не самый подходящий, чтобы переходить в ранг суперигроков. Но интересно другое – оба не были представителями так называемой «белой кости» сборной Италии. То есть они никогда не играли за молодежные или олимпийские сборные Италии. Неста, Каннаваро, Тотти и остальные – все они прошли это самое «горнило» молодежек. Гроссо и Матерацци – нет, они как-будто появились из ниоткуда. Но именно они, по иронии судьбы, оказали значительное влияние на ту победу. Смотрите сами – Гроссо зарабатывает тот «левый» пенальти. По собственному признанию в тот момент он впервые поверил, что ему предначертано Судьбой сыграть важную роль на турнире. Именно Гроссо забивает победный гол немцам и тогда уже окончательно убеждается в своей избранности. Матерацци же не только прекрасно проводит полуфинал с немцами, в котором нагрузка на центральных защитников была запредельной, но и сравнивает счет в финале. А чуть позже выводит из строя самого Зидана.

Марко Матерацци

Большая часть того, что публика думает о Марко, навязано им самим

И вот серия пенальти. Пять игроков – всем им есть что доказывать себе и окружающим. Каждый должен забить не только за Италию, даже не столько за Италию, сколько за самого себя. Пирло забивает в память о своем кумире Роберто Баджо, который в похожей ситуации не смог поразить цель, Матерацци же своим голом пытается показать окружающим, что он был прав в эпизоде с Зиданом. Де Росси искупает вину за удаление в матче с американцами, а Дель Пьеро доказывает своим голом, что его еще рано списали со счетов. И, наконец, Фабио Гроссо, «Избранный», наносит победный удар. Показательно, что к той победе приложила руку не только «белая кость», не только любимчики, обласканные славой, но и люди, которых мало воспринимал всерьез. Победа была общей.

Эпизод, который произошел в финале чемпионата мира, обсуждался столько раз, что любой рискует быть банальным, когда возвращается к нему. Велик был соблазн вообще на нем не останавливаться, благо, что все и так знают про него во всех подробностях. Но именно тот финальный матч позволяет еще раз раскрыть природу характера нашего сегодняшнего героя. Уже говорилось, что сам он считает себя «плохим парнем» или даже разбойником. Да-да, так будет точнее. Дело все в том, в итальянской культуре слово «разбойник» содержит довольно большой оттенок романтики. И речь даже не о мафии, а об эпохе Возрождения, когда многие великие художники, если посмотреть на их жизнь с современной точки зрения, могли бы называться именно разбойниками. Таков был и Бенвенуто Челлини, ювелир и скульптор, для которого было совершенно нормально пойти и заколоть обидчика ночью в постели. Потом, правда, Бенвенуто искренне каялся самому Папе, который всегда прощал своего любимого ювелира. Но страсти, женщины и вино делали свое дело – проходило время, и Челлини снова и снова попадал в неприятные истории, которые преследовали его всю жизнь. Когда же Климент VII умер, новый Папа посадит Челлини в тюрьму, где он должен был расплачиваться за свои преступления. Зато когда на Рим напали враги, именно Челлини додумался до того, чтобы убить предводителя «варваров», коннетабля Шарля Де Бурбона, того самого, который был могущественнее короля Франции. Вообще, тот факт, что Бурбона застрелил именно Бенвенуто – не более чем легенда, которая, впрочем, вполне могла быть правдой.

В результате, войско императора, оставшееся без предводителя, разорило Рим с жестокостью, которая вошла в историю. А когда стороны после изнурительной осады уже готовы были заключить мир, наш «снайпер» чуть случайно не прикончил нового главаря «варваров» — принца Оранского. Говорят, что тогда Бенвенуто едва не повесили свои же партнеры по обороне «Святого Ангела». Так вот, тот поступок Челлини, поступок разбойника, который решил спасти свой город, очень напоминает поступок Матерацци, который спровоцировал Зидана на тот удар головой. Фактически, для Матерацци французы были вражеской армией, а Зидан – их полководцем. «Военная хитрость, не более», — сказали на Sky сразу после того эпизода. Да, именно военная хитрость. Мы можем относиться к этому эпизоду как угодно, но глазами Марко Матерацци, глазами великого футбольного преступника, он не совершил подлость. Ведь Челлини, увидев, что Шарль Де Бурбон мертв, тут же побежал к спрятавшемуся в Замке Святого Ангела Папе, восклицая: «это я убил его! Я! «. Тогда, в 16-м веке Папа еле смог откупиться, чтобы сохранить себе жизнь. А в 21-м, если бы Футбольный Бог захотел, он бы наверняка сделал так, чтобы Италия проиграла по пенальти, а решающий промах совершил именно Матерацци. Но раз этого не случилось, то либо не захотел, либо никакого Футбольного Бога нет.

Марко Матерацци

Было бы красиво, если бы решающий пенальти в серии не забил именно Марко, но этого не случилось

Можно ли оправдать Марко Матерацци? Этот вопрос задавали и задают себе многие. Очень легко его не любить или даже ненавидеть. Еще легче сказать что-то вроде: «это мужская игра, это война, а в ней все средства хороши». Действительно, рано или поздно любой разговор о Марко Матерацци приведет нас к этому. Оправдан ли принцип борьбы за победу любыми средствами? Что можно, а что нельзя делать на футбольном поле? Кто будет решать – что делать можно, а что нельзя? Наверное, лучше всего на этот вопрос ответят бразильцы, ведь именно они уже более полувека проповедуют футбол романтичный, не завязанный на стремлении к результату любой ценой. Так вот, однажды пришлось читать материал про Пеле и Зико, в котором проводилась параллель между этими двумя великими футболистами. Один стал три раза чемпионом мира, а второй так и не поднял над головой Кубок Мира. Зико был «рыцарем без страха и упрека», Пеле же не стеснялся наступить защитнику на ногу во время углового. Вывод был следующий– тот, кто хочет добиться победы, должен быть хитрее. Даже тогда побеждать без разных «штучек» было делом совсем не простым, что уж говорить про времена сегодняшние. Поэтому пусть каждый для себя решит – что для него важнее. Не исключаю, что существует много людей, ценности которых не позволяют им принимать «грязные методы» и для которых Зико навсегда останется человеком, которого следует ценить не меньше Пеле. С великих особый спрос, что уж тогда говорить про Марко Матерацци, который сам никогда и не скрывал, что он всего лишь разбойник, мясник и грубиян.

***

Когда Челлини принес известие о том, что от его руки пал Бурбон, Папа расстроился. Вражеская армия, оставшись без своего предводителя, подвергла Рим величайшему разгрому в истории. Фактически в тот день над эпохой Возрождения опустился занавес. Тоже самое произошло и в наше время. После великой победы 2006 года, туринский «Ювентус», гордость кальчо, был отправлен в серию B. С того самого дня итальянский футбол уже никогда не будет таким, каким был раньше. Чем не занавес для Золотого века?

Алексей Логинов, «Моя Италия«.