Кшатравидья

На языке Древней Индии, санскрите, «кшатрий» означает воин, а «видья» — искусство. Таким образом, «Кшатра-видья» переводится как «воинское искусство».

Кшатравидья

Кшатравидья в древности

В Индии существовали, и отчасти существуют сегодня, четыре основных сословия (варны): брахманы – ученые, духовные учителя и жрецы; кшатрии – военачальники и цари; вайшьи – торговцы, земледельцы и скотоводы; шудры – слуги. Целью каждого члена общества было прожить жизнь в полном соответствии с природной и социальной функцией своей варны, что гарантировало как стабильность государства в целом, так и счастливое существование каждого гражданина.

Задачей варны кшатриев была защита своего народа от врагов и справедливое управление страной. Кшатрий был не просто солдатом, а представителем правящего сословия — на войне он должен был уметь и сражаться, и отдавать приказы, в управлении государством олицетворял верховную власть.

Кшатравидья – это обобщенное название методов воспитания, обучения и самосовершенствования индийских кшатриев. С одной стороны Кшатравидья позволяла сделать тело сильным и выносливым, научиться владеть оружием, изучить основы военной стратегии и тактики, государственного управления. С другой стороны она формировала внутренний мир воина – учила мудрости, благородству, храбрости, умению бороться со своими слабостями и служить высшей цели.

Кшатравидья сегодня

«Современная» Кшатравидья создана для людей, которые не являясь древними кшатриями, стремятся быть воинами в душе. Эта система помогает развить в себе внутреннюю силу и уверенность, побороть свои страхи, научиться защищать свое здоровье, честь и достоинство в любых опасных ситуациях.

Технический арсенал, который использует Кшатравидья, нацелен в первую очередь на реальный бой с одним или несколькими, возможно вооруженными, противниками. В ней гармонично сочетается ударная и борцовская техники. Кшатравидья предполагает умение работать как привычным «оружием» — кулаками и стопами, локтями и коленями, предплечьями и голенями, так и более экзотичным – открытой ладонью, пальцами рук. Борцовская часть Кшатравидьи – это разнообразные броски, подножки, болевые и удушающие приемы. В области противостояния вооруженному противнику отдается предпочтение актуальным на сегодняшний день ножу и пистолету. За пределами программы обучения остается бой с применением архаичного оружия (копье, меч, шест и т.д.) и ряд приемов, имеющих исключительно спортивную или театральную направленность.

В современных единоборствах принято разделение на «внешние» и «внутренние» стили. Целью «внешних» боевых искусств является максимальная эффективность в бою. Здесь используются преимущественно простые приемы, поражающие уязвимые области тела. Ставка делается на атлетическую подготовку и большое число повторений каждого элемента на тренировках. Рукопашный бой, самбо, бокс – типичные единоборства с «внешней» направленностью. Сторонники «внутренних» стилей, зачастую в ущерб эффективности, уделяют повышенное внимание правильному дыханию, психологическому состоянию, работе с энергией. Яркий пример такого подхода – большинство традиционных китайских школ.

Кшатравидья не отрицает пользы от умения работать с дыханием и энергией, но и не преувеличивает ее значения для реального поединка. И энергетика, и физика тела должны занимать свои места в боевом искусстве. Сила, выносливость, гибкость и подвижность обеспечат бойцу чисто физическое превосходство над противником. В свою очередь умение набирать и соответствующим образом распределять прану (индийский аналог «ки» или «чи») поможет быстро восстановить силы, улучшить координацию движений, повысить эффективность всех приемов в бою.

Обучение Кшатравидьи делится на уровни. Каждому уровню соответствует свой набор технических приемов, свое боевое животное (слон, обезьяна, тигр, птица, змея) и своя стихия. В результате, человек, освоивший разные уровни, может в течение одного боя несколько раз изменить свое внутреннее состояние, а вместе с ним и характер движения, ритм дыхания, используемые приемы, с тем, чтобы действовать максимально эффективно в изменяющихся условиях схватки. Такой боец способен в нужный момент становиться тяжелым и мощный, как стихия земли, плавным и гибким, как вода, резким и быстрым, как огонь, легким и стремительным, наподобие воздуха.

Кстати, именно внутреннее состояние, по мнению создателей Кшатравидьи, является решающим фактором успешного исхода боя. Известны многочисленные случаи, когда человек, занимаясь долгое время в секции и чувствуя себя уверенно на тренировках, тем не менее, встретившись с хулиганом на улице поддается страху и оказывается не способен защитить себя от неискушенного в боевых искусствах противника. Проблема в том, что человек не умеет сознательно изменять свое состояние, тот внутренний психологический фон, который у него почти не меняется в течение всей жизни. Он так и остается Ивановым-сантехником или Петровым-бизнесменом, но никак не воином, готовым защищать себя и своих близких.

Кшатравидья учит той глубокой внутренней работе, которая делает человека хозяином своей психики. И кем бы он ни был в жизни, в душе он будет воином, готовым в любое мгновение превратиться в грозного противника.