Кобу-дзюцу

Это система окинавских техник владения «крестьянским» оружием (то есть не самурайским — алебарда, секира, меч и др.) Временем рождения данного искусства считается XV век Окинава, но самое бурное распространение и развитие пало на XVII—XVIII века. Каратэ и кобу-дзюцу связаны между собой очень тесно. Зачастую старые мастера кобу-дзюцу и были одними из первых учителей школ каратэ.

Кобу-дзюцу

Мастера и организации

Одними из самых известных мастеров были Яра из деревни Чатана и Сакугава (1733—1815). Первый Яра преимущественно с палками («бо» или «кон») и трезубцами («сай»).

Он составил два ката Чатан-Яра-но-Бо и Чатан-Яра-но-Сай, которые практикуются и сейчас. Сакугава работал в основном с палкой и разработал ката Сакугава-но Кон, которое практикуются и сегодня. Ученик Сакугава Гинован Тунчи был так вдохновлен этим ката, что создал свою Гинован-но-Кон.

Учеником Сакугава был Чинэну Пэй-чину который полностью овладел техникой искусства и передал своему сыну Чинэну Санда. Чинэну Санда имел четыре основных учеников наиболее известным из них является Ябику Модэн (1882— 1945). Который дополнительно учился и у Канакусику Санда (1841—1926), а его учеником был Тайра Синкэн. Канакусику является основателем школы Уфучику. Также учениками Канакусику были Такахаси Сабуро, Кина Сёсэй и пятеро собственных сыновей.

Также одним из наиболее известных мастеров прошлого был Сакияма Китоку (известный также под именами Сакияма Таро и Сакияма Вакуда), он прошел подготовку у китайского мастера Лу-циня. Сакияма обучил своему искусству Куниёси Синкичи. Куниёси жил в одно время и был дружен с Хигаонны Канрё. Куниёси известен еще под именем «буси» (воин). Куниёси еще, когда был известен как Куниси, разработал несколько ката. Это — Куниси-но-Бо и Куниси-но-Ку-ми-Бо. И последним из известных мастеров довоенного периода был Матаёси Синко (1888 1947),он учился у Хига Танмэй (он же Кусикава Тиракава) и Ирэ Мосикава. Так же он несколько лет изучал искусства Китая.

Одним из главных собирателей и систематизатором всех стилей кобу-дзюцу является мастер Тайра Синкэн (1897— 1970). Он учился кобу-дзюцу у Ябику Модэна, каратэ изучал под руководством кобу-дзюцу у Ябику Модэна. Тайра в 1955 создает Рюкю-Кобудо-Ходзон-Синко-кай, Всеяпонская Федерация кобудо в 1970 присваивает Тайра Синкэну 10-й дан.

Продолжателем дела Тайра Синкэна стал Акаминэ Эй-сукэ. Он стал учеником мастера Тайра Синкэна в 1959, уже имея не плохую подготовку. К 1965 Акаминэ получает «мэнкё-кайдэн», то есть документ, дающий право преподавать стиль в полном объеме. А в 1971 году «мэнкё-кайдэн» открывает свое додзе — Синбу-кан. Так же одним из самых известных мастеров современности кобу-дзюцу (правильнее сказать ко-будо) является Матаёси Синпо (1921 года рождения). Он учился у своего отца Матаёси Синко и у мастера Хига Сэко (каратэ Годзю-рю). От мастера Матаёси Синко вышло много учеников Ито-кадзу Сэко, Мияги Коки, Киндзо Кэничи, Одо Сэйкичи, Чинэн Кэню и Адания Сэйсукэ.

В наше время кобу-дзюцу Окинавы ведет свой путь по двум направлениям окинавскому и японскому. Оба представляются несколькими школами. На Окинаве таких школ 7 в Японии 3.

Японские:

— Рюкю-Кобудо-Синко-кай (Иноуэ Мотокацу);

— Итосу-Каратэ-Кобудо-Ходзон-Синко-кай (Сакагами Саадаки);

— Международная конфедерация пропаганды каратэ и кобудо (Огура Цунэёси).

Окинавские:

— Кокусай-Каратэ-Кобудо-Рэнсэй (Такаминэ Чубуку);

— Рюэй-рю-Каратэ-Кобудо-Ходзон-кай (Накаима Кэнко).

— Дзэн-Окинава-Каратэ-Кобудо-Рэнго-кай (Хига Сэй-току);

— Окинава-Кэнпо-Каратэ-Кобудо-Рэнмэй (Одо Сэйкичи);

— Мотобу-рю-Кобудо-Дзюцу-Кёкай (Уэхара Сэйкичи);

— Дзэн-Окинава-Кобудо-Рэнмэй (Матаёси Синпо);

— Рюкю-Кобудо-Ходзон-Синко-кай (Акаминэ Эйсукэ);

Оружие кобу-дзюцу

Особенностью окинавского кобу-дзюцу является то, что в качестве оружия применяют сельскохозяйственные инструменты и другие предметы быта, которые не предназначены быть оружием. Самыми распространенными среди них являются:

— Бо (палка). Наиболее распространена року-сяку-бо (длиной 180 см). Менее распространены другие: кю-сяку-бо (280 см) и сан-сяку-бо (100см);

— Нунтяку (короткий цеп для молотьбы). Скорее всего, наиболее известное оружие Окинавы. Представляет собой две короткие палки (по 25—32 см), соединенные веревочным или цепным звеном (длиной 8—10 см).

— Сай (трезубец, укороченный до размеров кинжала). В сечении его зубцы не граненые, а круглые. Используется попарно, а третий сай носят за поясом в качестве запасного. Иногда сай прикрепляют к концу палки, такое гибридное оружие называется нунти;

— Тонфа (рукоятка мельничного жернова). Используется как парное оружие, преимущественно для блокировки;

— Кама (серп). В отличие от славянских серпов, здесь лезвие насажено на прямую рукоятку под прямым углом. Более напоминает мини косу. Применяется в одиночном и парном вариантах;

— Эку (весло). Техника работы с веслом (эку-дзюцу) представляет разновидность техники работы с палкой (бо-дзюцу);

— Тэкко (кастет). Есть множество вариантов, но отличием окинавского тэкко является выступающий спереди (из пальцев) острый шип, реже два шипа, Похож на индийскую ваджру и микронезийский никкумвуч;

— Суручин (веревка с грузилами по обеим концам). Различают «нага-суручин» длиной три метра, и «тан-суручин», длиной полтора метра. Применяется для захлестывания рук или ног противника, для ударов в голову и по рукам с дальней дистанции;

— Фундо (короткая цепь с рукоятками по концам, играющими роль грузил). Существует в двух вариантах: «кусари-фундо» (50 см длины) и «хо-со-фундо» (70 см длины);

— Кува (мотыга), тэчу (лом), тимбэ (щит в сочетании с секачом для разделки крупной рыбы и туш животных) относятся к видам оружия, мало известным за пределами Окинавы. Щит — это круглая крышка от больших емкостей, сплетенная из молодых побегов бамбука и обтянутая кожей животных.

Матаёси Синпо говорил, что изучение искусств кобудо (прежнего кобу-дзюцу) связано с риском. От мастера требуется полное владение телом и оружием, полного слияния тела и оружия. Цель ко-будо это изучения самого себя, испытать свои силы и свое терпение, отделить добро от зла.