Кихон-хаппо-но ката — ката восьми основ

Ката «Восьми основ» или «Восьми основных (базовых) техник» — третья по важности ката «Тогакурэ-рю нин- дзюцу». В ее названии скрыто несколько мистических значений, главным из которых является «Способ (метод) овладения течением Ки».

Кихон-хаппо-но ката - ката восьми основ

Действительно, при работе над этим ката ученик углубляет и совершенствует свое умение направлять и пропускать сквозь себя поток Вселенской энергии, одновременно овладевая новыми для себя базовыми движениями.

Число 8 в метафизике Востока ассоциируется с бесконечностью. Практически во всех боевых искусствах, таких, как каратэ, айкидо, кэндо и т.д. присутствуют упражнения, техники или ката, включающие в себя понятие «Хаппо» — «Восемь методов» или «Восемь сторон»: Хаппо-ундо в айкидо, Хаппо-кири в кэндо и др.

Считается, что тот, кто может победить восемь противников, может сражаться с любым количеством врагов, поскольку более восьми человек просто не смогут приблизиться к воину одновременно.

Кроме того, «На восемь сторон света» на Востоке означает «Во всех направлениях», то есть мастер, овладевший движениями Хаппо, может действовать во всех направлениях, под любым углом и т.д. Естественно, что его Ки также распространяется намного более совершенно, чем при простом выпуске его прямым однонаправленным потоком.

Масааки Хацуми рекомендует выполнять движения Кихон-хаппо как можно чаще, отмечая при этом, что именно эта ката дает ученику полное расширение сознания, становясь «источником единой бесконечной цепи возможностей». «Любая отдельная техника из восьми техник Кихон-хаппо должна развиться в восемь или более других техник. Недостаточно просто уметь выполнять одно ката» — говорит Великий Мастер.

Кихн-хаппо-но ката состоит из двух меньших форм — Коси-кихон-санпо-но ката и Хосю-кихон-гохо-но ката. В свою очередь, Коси-кихон-санпо делится на три связки, выполняемых из трех различных камаэ: итимондзи, хите и дзюмондзи. Основная техника — это удары китэн кэн, ура сюто, боси кэн, ценпо кэри. Другими словами, Коси-кихон-санпо — это «ударная» или «жесткая» часть Кихон-хаппо.

Хосю-кихон-гохо состоит из пяти «мягких» техник: омотэ-гьяку, ура-гьяку, мусо-дори, муса (годзя)-дори и омотэ-гьяку-цуки. В последнем варианте Кихон-хаппо, представленном Масааки Хацуми, «омотэ-гьяку-цуки» заменено на «они-кудаки», поэтому, представляя Кихон-хаппо-но ката вашему вниманию, мы опишем оба этих варианта, как базовые. Кроме того, каждая из мягких техник имеет по нескольку правильных вариантов исполнения, которые мы также посчитали своим долгом показать о во избежание неувязок и непонимания, которые могут взникнуть у читателя при прочтении какой-либо другой книги по нин-дзюцу.

Существует выражение, что «Кихон-хаппо объясняется Кихон-хаппо». То есть «Восемь базовых движений объясняются потоком энергии Ки, а поток энергии Ки можно постичь при помощи восьми базовых движений». Эту мысль необходимо все время держать в голове при работе над ката, иначе можно впасть в одну из двух крайностей — либо работать только над техникой, забывая о Ки, либо чересчур стараться развить в себе «чувство энергии», часто в ущерб боевым движениям.

Одно из кардинальных отличий Кихон-хаппо от двух описанных ранее ката в том, что она выполняется только вдвоем. И дело не только в том, что в ней как базовые движения присутствуют болевые рычаги и броски. Намного важнее другое — гармония (соединение) с противником, которая, например, в Го-дай-но ката возможна только на продвинутом этапе практики.

Чувствование потоков энергии ки (своих и партнера), которое ученик развивает в процессе работы над Го-дай-но ката, является неотъемлемой основой Кихон-хапо, без которой эта форма превратится лишь в пустые движения тела, ничего не давая ученику, кроме элементарных простеньких приемов.

Однако, если этот момент не выпущен из поля зрения, очень скоро ученик начинает чувствовать гораздо более глубокое понимание и как бы окончательное воссоединение со вселенскими силами, отсутствовавшее в нем ранее. Другими словами, можно сказать, что Кихон-хаппо дает ученику наибольшее расширение сознания на начальном этапе практики тай-дзюцу.

Принципы работы с Кихон-хаппо-но ката в ее парном варианте: вначале очень медленная, плавная, немного «тягучая» отработка (акцент только на «концовках» движения: ударном касании, блокировании, точке рывка в выкручивании) с тем, чтобы хорошо запомнить и проработать непосредственно движения; затем прочувствование «наполненности» техники; анализ приемов является следующим этапом, завершающимся полным слиянием, «расстворением» в движении, ведущим к неограниченному числу вариантов действия и адекватности практического применения.

Дыхание все время должно оставаться ровным и спокойным. Учащенное дыхание — признак подключения к работе чисто физической силы, без использования энергии атаки противника. Это грубейшая ошибка, которую не следует совершать, а если она появляется, тут же стараться искоренять. В момент наибольшего напряжения используйте мгновенную паузу в дыхательном цикле (задержку) с напряжением мышц передней брюшной стенки и опусканием диафрагмы. Это напряжение не должно быть слишком сильным или слишком долгим — первое отражается на кровяном давлении, второе — на ритмичности работы сердца; и то, и другое — крайне вредно для организма.

Следуйте естественности движений. Постарайтесь добиться чувства «самовозникания» движения ката, как бы «вытекания» его из предыдущих действий или атаки противника. Спонтанность использования прорабатываемой техники — вот цель, которой необходимо добиваться всеми силами. Сделайте технику Кихон-хаппо-но ката своей техникой, своим ответом на возникающую угрозу.

Теперь перейдем к описанию самой ката.

Коси — кихон — санпо — но ката Итимондзи-но камаэ. Вы и ваш партнер стоите в итимондзи-но камаэ (фото 1-2). Нападающий (тори) наносит прямой тычок правой рукой в положении сикан кэн (кисть руки расположена вертикально) с глубоким шагом вперед.

Отступая чуть назад под 45 градусов внутрь сзадирасположенной ногой, защищающийся (укэ) проводит дзедан-укэ (защиту верхнего уровня), стремясь поразить запястье противника с внутренней стороны (фото 3), занимая доно-но камаэ.

После этого, не прерывая движение, укэ делает шаг правой ногой вперед и наносит удар китэн кэн по шее противника (фото 4-6). Стопа сзадирасположенной ноги слегка скользит по кругу наружу в сторону правой ноги. Необходимо помнить о том, что кисть ударной руки касается цели раньше, чем одноименная нога твердо станет на землю — иначе в ударе не будет необходимой силы.

Коси-кихон-санпо-но ката Хите-но камаэ

Тори стоит в доко-но камаэ, а укэ — в хите-но камаэ (фото 7).

Как в предыдущем движении, тори проводит атаку прямым ударом в положении сикан кэн правой рукой. Укэ, не изменяя своего камаэ, проводит левой рукой гэдан-укэ (защиту нижнего уровня) (фото 8-9) и тут же, слегка скользя на опорной ноге вперед (подавая вес тела на противника), наносит ценпо соку гьяку кэри в подмышку тори левой ногой (фото 10-11). Выполнение этих двух последовательных движений должно слиться в одно непрерывно проводимое действие.

Следующее движение несколько трудно для новичков в координационном отношении. Как только ударная нога опускается на землю, правая нога устремляется вперед, причем это движение не должно иметь ни доли секунды паузы, однако, и не выглядеть прыжком. С шагом правой ноги вперед наносится ура-сюто китэн кэн (удар ребром руки изнутри наружу) по правой стороне шеи или горлу противника (фото 12-16).

Это движение, если оно выполнено правильно, настолько мощное, что не только поражает противника, но и отбрасывает его на достаточно большое расстояние назад. Левая рука, ранее проводившая гэдан-укэ, при ударе правой рукой может провести и удерживать захват правой руки тори (фото 17), что создает эффект удерживания цели и еще больше увеличивает силу поражения.

Коси-кихон-санпо-но ката. Дзюмондзи-но камаэ.

Тори стоит в доко-но камаэ, укэ занимает дзюмондзи-кихон-но камаэ (фото 18).

Тори атакует укэ правым фудо кэн (обычный кулак) аналогично предыдущим движениям. Укэ отступает назад-внутрь под 45 градусов и проводит дзедан-укэ, одновременно поднимая правую руку к голове, занимая доко-но камаэ (фото 19). Не останавливаясь, он переносит вес тела на впередирасположенную левую ногу и рукой, проводившей защиту, наносит дугообразный тычок боси кэн в подмышку противника (фото 20-23). Без паузы ударная рука принимает положение сяко кэн (когти) и поднимается на уровень лица тори, угрожая его глазам (это движение имеет две основные функции — контроль рук противника в случае повторной атаки — фото 24 и опережающая атака в лицо — фото 25, если противник замешкался с повторной атакой).

Шагая вперед, тори повторяет атаку левой рукой. Укэ проводит все те же движения, но с другой стороны (фото 26-29).

После завершения контратаки, укэ отступает назад правой ногой, разрывая дистанцию и занимая косэй-но камаэ (фото 30).

[PSGallery=3oqey7v6i]