Кэн-дзюцу и кэндо

Кэн-дзюцу и кэндо

Школы кэн-дзюцу различались между собой стойками (камаэ), которых насчитывалось свыше трёхсот, и приёмами (несколько тысяч), но в каждой рю основных ударов, стоек и блоков предусматривалось не так уж много. Считалось, что при твёрдом усвоении этого вполне достаточно, чтобы выйти победителем из любой схватки. Некоторые школы предпочитали вертикальное положение меча и рубящие удары, другие — горизонтальное положение меча и тычковые удары. Одни наставники учили поражать врага в голову, другие советовали подрезать сухожилия на ногах, третьи делали упор на «коронном» ударе по диагонали от левого плеча к правому бедру, рассекающим человека способом «монашеского плаща» (кэса-гири).

Значительный вклад в кэн-дзюцу внёс Иидзаса Иэнао, основавший в XV в. школу Тэнсин Cёдэн Котори Cинто-рю (что в переводе означает примерно «Синтоистская школа храма Катори малой традиции Небесной души»), которая долгое время занимала ведущее положение в стране. Легендой овеяно имя Миямото Мусаси, одержавшего победу в шестидесяти серьёзных поединках и умершего своей смертью, что считалось большой редкостью для профессионала. Мусаси одним из первых стал применять боккэн — точную копию настоящего меча из твёрдой породы древесины.

В эпоху Токугава, с прекращением кровавых феодальных междоусобиц, кэн-дзюцу получило глубокое духовное содержание и превратилось в наиболее типичный прикладной аспект Дзен-буддизма. Вслед за Миямото Мусаси крупнейший эдоский мастер Одагири Сэкиэй призывал к изменению агрессивной направленности кэн-дзюцу в сторону духовного самосовершенствования и углублённой медитации. В начале XVIII в. школа Абэ-татэ-рю впервые ввела в употребление термин кэндо, вложив в него осознание высшего Пути, предначертанного для изучающего искусство меча — пути морального и ментального восхождения, пути освобождения от суетных земных забот и соблазнов и слияния с Великой Пустотой.

На протяжении многих веков обучение кэн-дзюцу шло с максимальным приближением к реальным условиям, то есть на стальных мечах и чаще всего без доспехов. Только в XVII в Тораниси Кансин и Оно Тадакэ позволили своим ученикам надевать шлем, забрало, на-грудник и защитные пластины на предплечья для предотвращения частых травм. Тот же Оно Тадакэ изобрёл облегчённый бамбуковый меч, а его преемник Наканиси Тюта в 1750-х годах усовершенствовал изобретение учителя и превратил его в синай — лёгкий, удобный меч из плотно перевязанного в нескольких местах пучка бамбуковых полос. Его общая длина 118 см, в том числе длина рукоятки (обтянутой выворотной кожей для того, чтобы не скользила рука) отделённой от «лезвия» небольшой кольцеобразной гардой — 35 см. Вдоль одной из сторон синая натянута леска, условно обозначающая тупую сторону меча. До сей поры синай используется как основное учебное оружие кэндо. Его вес 1,38 кг, а длина колеблется до 99 см (без рукояти). В своей школе Итто-рю Наканиси также ввёл защитную латную рукавицу. Он требовал от учеников полной отдачи в ударе и предельной концентрации.

После революции Мэйдзи, когда самураи лишились права на ношение меча, кэн-дзюцу временно заглохло, но вскоре возродилось уже под именем кэндо и было принято как обязательный предмет в средних школах. Всеяпонская федерация кэндо возникла в 1928 г. и с тех пор благоденствует, несмотря на тяжкие испытания военных лет и строгие запреты американских оккупационных властей в первые послевоенные годы. Дело в том, что кэндо и связанные с ним обряды стали символами японской традиции и средством воспитания самурайского духа. Поэтому после поражения Японии во второй мировой войне одновременно с литературой, фильмами и спектаклями на самурайскую тему было запрещено и кэндо. Возродилось оно снова только в 1952г., но с этого времени стало развиваться уже в спортивном варианте, который сегодня широко известен за пределами Японии.

Разделяется на тати-дзюцу (фехтование длинным мечом), кодати-дзюцу (фехтование коротким мечом) и рёто-дзюцу (фехтование двумя мечами).
Фехтование мечом возникло в X веке. К концу XII века уже были канонизированы некоторые приемы фехтования пешего и конного воинов, но по своему значению в боевой подготовке самураев фехтование уступало стрельбе из лука с коня. В эпоху междоусобных войн, когда мечи, благодаря улучшению их качества, появлению более легких доспехов и снижению роли конных лучников, стали основным оружием самураев, началось быстрое развитие фехтовального искусства.

Первые сформировавшиеся школы кэн-дзюцу появились в Японии в конце XIV века. Направлений и стилей было очень много, так как залы для занятий («додзё») были у каждого князя, для тренировки дружины и воспитания сыновей. В конце XV — начале XVI веков возникли четыре «великие» школы кэн-дзюцу, от которых произошло большинство позднейших школ. Это Кагэ-рю, Катори синто-рю, Нэн-рю и Тюдзё-рю.

Обучение во всех школах было нацелено на подготовку мастера фехтования, способного противостоять противнику, использующему не только меч, но и другие виды оружия. Поэтому наставники преподавали, помимо приемов боя мечом, еще и технику работы алебардой, копьем, шестом и другими видами оружия, а также борьбу без оружия. Техника фехтования была рассчитана на бой с противником, облаченным в доспехи, и учитывала их изъяны. Удары наносили в «щели» доспехов, основными мишенями были шея, небольшая зона туловища в месте соединения нагрудника и подола (кусадзури), запястья и локтевые сгибы с внутренней стороны, внутренние стороны бедер, щиколотки. Для предотвращения поломки меча его не подставляли под удары противника, вместо этого использовали различные способы маневрирования, позволяющие уклоняться от вражеских атак.
Школы (их известно более тысячи) различались между собой стойками и приемами, но в каждой отдельной школе основных стоек и ударов предусматривалось немного — от 10 до 15. Считалось, что при отличном усвоении этого достаточно, чтобы выйти победителем в любой схватке. Технически школы сильно отличались друг от друга, одни проповедовали агрессивный наступательный стиль, другие — выжидательную тактику.

Основным методом совершенствования мастерства являлись парные комплексы (ката), с фиксированными ролями участников и порядком движений, исполняемые с деревянными мечами боккэн (или бокуто). Боккэн выполнялся из твердых пород дерева, по своей форме и габаритам он соответствовал самурайскому мечу катана, длина лезвия которого составляла от двух до трех сяку (сяку — 32 см).
Длинные начальные ката позволяли развить выносливость и поставить дыхание, короткие комплексы более высокой ступени учили заканчивать бой одним-двумя ударами. Уровень подготовки проверялся в соревновательных поединках, где удары реально не наносили, а останавливали в нескольких сантиметрах от цели, а также в дуэлях с использованием боевого оружия.

В XVI веке появилась целая плеяда выдающихся мастеров кэн-дзюцу. Самыми знаменитыми из них стали Цукахара Боку-дэн (1490—1571), основавший школу Касима синто-рю, и Ками-идзуми Хидэцуна (1508—1578), создавший Синкагэ-рю на базе Катори синто-рю и Кагэ-рю. Последний ввел в широкое обращение синай — учебный меч из полос бамбука, обернутых кожей, что позволило практиковать учебные поединки с реальным нанесением ударов.

В первой половине XVII века наиболее влиятельными школами были Я по Синкагэ-рю, Итто-рю и Нитэн ити-рю. Последнюю из них основал Миямото Мусаси (1584—1645), который считается величайшим фехтовальщиком в истории Японии. Мусаси делал упор на фехтование двумя мечами (длинным и коротким) одновременно. Это гарантировало ббйцу преимущество в бою, но, главное, формировало навык манипуляций мечом одной рукой, необходимый в конной схватке. Свои взгляды на сущность фехтования и общую стратегию жизни Мусаси изло¬жил в знаменитом трактате «Горин-но сё» (Книга пяти колец).
С середины эпохи Токугава кэн-дзюцу стало терять свое практическое значение. Большинство школ этого периода делало упор уже не на прикладное значение приемов, а на достижение состояния муга {или мунэн) — «безмыслия». Иначе говоря, они трактовали фехтование как динамическую медитацию — разновидность дзэнского тренинга. Искусство фехтования превратилось из боевой практики в путь духовного и физического воспитания.

Основатель школы Дзики синкагэ-рю Ямада Хэйдзаэмон Котоку разработал защитное снаряжение для проведения учебных поединков с применением бамбуковых мечей, которое затем было усовершенствовано и перенято большинством других школ. Благодаря этому всеобщее распространение получили соревнования в поединках на бамбуковых мечах в защитном снаряжении, открывшие путь превращения кэн-дзюцу в популярный вид спорта. Среди новых школ только Дзицуё-рю (основал Хираяма Кодзо) подчеркивала боевую ценность фехтования, В конце эпохи Токугава наиболее популярными школами оставались Дзики синкагэ-рю и Синто мунэн-рю, к которым прибавилась Наканисиха Итго-рю, основанная Наканиси Ситэй и широко практиковавшая соревновательные поединки с использованием бамбуковых мечей и защитного снаряжения.

После буржуазной революции Мэйдзи (1867—1868) популярность кэн-дзюцу резко снизилась, многие школы исчезли. Для сохранения кэн-дзюиу и получения средств к существованию группа мастеров во главе с Сакакибара Кэнкити из школы Дзики синкагэ-рю начала организовывать публичные демонстрации схваток на бамбуковых мечах, ката, разрубания различных предметов и т.д. Это помогло возродить интерес к традиционному фехтованию, привлечь в залы многочисленных поклонников.

В 1876 г. кэн-дзюцу было признано видом физической культуры, пригодным для морально-этического воспитания японской нации. Обучение кэн-дзюцу ввели в полиции. В 1910 г. кэн-дзюцу стало (наряду с дзюдо) одним из обязательных элементов программы физического воспитания в школах. В 1912 г. специальный комитет в составе крупнейших мастеров разработал комплекс (ката) «Путь меча Великой Японской империи», в который вошли наиболее типичные приемы фехтования. В 1928 г. была создана Всеяпонская федерация кэндо.

В 1945 г. американские оккупационные власти запретили занятия кэндо. Дело в том, что традиционное фехтование и связанные с ним обряды считались средством воспитания самурайского духа. Поэтому после поражения Японии в войне, одновременно с литературой, фильмами и спектаклями на самурайскую тему, было запрещено и фехтование. Возродилось оно снова только в 1952 г., но с этого времени развивается уже в спортивном варианте, который сегодня широко известен за пределами Японии.

Современное кэндо

В матчах кэндо побеждает выигравший два очка из трех возможных. Очки присуждают за поражение трех опасных участков головы, а также правого или левого запястий, которые в момент касания меча находятся не ниже уровня плеча, горла и двух определенных участков корпуса.
В поединках используется только синай. Общая длина современного синай 118 см, в том числе длина рукоятки (обтянутой выворотной кожей для того, чтобы не скользила рука) отделенной от «лезвия» небольшой кольцеобразной гардой — 35 см. Вдоль одной из сторон синай натянута леска, условно обозначающая тупую сторону меча («спинку»).

Техника кэндо включает в себя стойки, удары, защиту (блоки), уходы и некоторые другие элементы. Большое внимание уделяется формальным упражнениям (ката) и демонстрации ударов настоящим мечом (тамэси-гири). Мастера высокого класса демонстрируют чудеса, перерубая толстый слой соломы, молодое деревце, бамбук, подброшенный волос, летящую стрекозу. Среди них ценится умение нанести несколько молниеносных ударов на разных уровнях — например, разрубить стоящую палку на четыре части прежде, чем она успеет развалиться на части.

Большинство ударов противники наносят из-за головы. При этом левая рука движется в плоскости, близкой к срединной линии тела, а правая помогает отводить лезвие в сторону (в случае косого удара справа или слева). Разрешены тычки в горло и в грудь, но ударов по ногам и вообще ниже пояса, заходов за спину противника, работы мечом между его рук, работы обратным хватом в современном кэндо нет. Все удары проводятся в полную силу и скорость, поэтому они бывают весьма ощутимы, несмотря на крепость доспехов и особенности конструкции синая, позволяющей амортизировать удар.
Соревнования по кэндо проходят обычно на площадке размером 9×9 или 11×11 метров, отделенной от зрителей примерно полутораметровым пространством. К доспехам фехтовальщиков сзади привязаны белые и красные ленточки. Судья после успешного проведения удара поднимает белый или красный флажок, цвет которого соответствует цвету ленточки того, кто нанес удар. Раунд длится 5 минут, но бой заканчивается раньше, если кто-либо из противников уже набрал два очка из трех возможных.

Одежда для занятий кэндо, это кимоно из плотной простеганной ткани темно-синего цвета и хакама (длинная юбка-брюки) того же цвета, в которую заправляется куртка.

В настоящее время кэндо в Японии занимаются около 2 млн. человек, сохраняется также некоторые старинные школы кэн-дзюцу: Катори синто-рю, Касима синто-рю, Синкагэ-рю, Итто-рю и другие.