Каратэ Окинавы
Этот японский термин состоит из двух слов: «кара» (пустой) и «тэ» (рука). Вместе они образуют словосочетание «пустая рука». Имеется в виду техника рукопашного боя голыми (т.е. «пустыми») руками, а также ногами и всеми другими частями тела.
История каратэ берет начало в XIV веке на острове Окинава, наиболее крупном из островов архипелага Рюкю. Это длинная и сложная история, полная противоречий и неясностей. Чего стоят одни названия боевого искусства окинавцев: «тэ», «окинава-тэ», «то-тэ», «кара-тэ», «кэмпо», «кэнпо-дзюцу», «кэмпо-кара-тэ», «каратэ-дзюцу», «каратэ-до»… В отличие от дзюдо и айкидо, каратэ явилось творением не одного человека, а многих поколений учителей и учеников. Поэтому существующее в нем разнообразие школ и стилей не случайно. Так было, по существу, всегда.
Иероглиф «тэ», как уже сказано, означает «рука». Иероглиф «то» по-китайски читается «тан». Имеется в виду династия Тан, правившая в Китае с 618 по 917 годы. Следовательно, термин «то-тэ» переводится как «танская рука». Наконец, иероглиф «кара» (старый, потому что есть еще и новый, читающийся тоже «кара», но обозначающий «пустоту») использовался в прошлом в смысле «континент», то есть «Китай», «страна на материке». В этом отношении значения терминов «то-тэ» и «кара-тэ» совпадают. Но фактически, все три названия обозначали разные школы: чисто окинавского происхождения (тэ), китайского (то-тэ), окинаво-китайского (окинава-тэ). И только в первой половине XIX века все они соединились в понятиях «каратэ» или «кэмпо» (закон кулака).
В XX веке каратэ Окинавы стало распространяться за пределы архипелага в двух основных направлениях: на Восток, через Гавайские острова в США, и на север, в Японию. В Японии приобрели популярность две основные разновидности каратэ. Первое из них можно назвать «направлением Мотобу Тёки» (подлинное, традиционное, боевое, делающее акцент на эффективность в реальном бою). Второе — «направлением Фунакоси Гитина» (модернистское, приспособленное к официальным требованиям, т.е. с акцентом на ритуал, эстетическую выразительность, воспитательное значение). В США долгое время была известна только первая разновидность.
Из истории Окинавы
Окинава (что означает «веревка, извивающаяся в море») имеет площадь около 1,2 тыс. кв. км, причем длина острова примерно 100 км, а ширина в самом узком месте всего лишь 8 км. Весь архипелаг состоит примерно из 70 клочков суши, площадь которых (без Окинавы) составляет 1,3 тыс. кв. км. Население архипелага представляет результат смешения трех миграционных потоков: с севера — предков нынешних японцев (этот поток прекратился в 3-м веке н.э.), с юга — племен малайско-полинезийской группы, с запада — древних китайцев. Как бы там ни было, традиционные формы ведения домашнего хозяйства, сельского труда и рыболовства (главных занятий окинавцев), религия с ее культом предков и ритуалом погребения — все это имеет явно китайское происхождение.
Исторические документы свидетельствуют о том, что начиная с 605 г. окинавские общины платили дань китайскому императору, а с 698 г. еще и японскому. Во время войны в Японии между кланами Тайра и Минамото, в 1165 г., князь Минамотоно Тамэтомо обосновался на Окинаве вместе с остатками своей разбитой дружины. Он женился на дочери одного из местных вождей, а их сын в 1187 г. стал первым королем архипелага под именем Сюнтэн (или Сонтон). В свою очередь, трое сыновей Сюнтэна разделили после его смерти Окинаву на 3 независимых княжества, каждое из которых платило дань как Японии, так и Китаю.
В 1391 г. в деревне Кумэ, неподалеку от города Наха, обосновалась колония китайских эмигрантов из провинции Фуцзянь («36 семей»), многие члены которой были знатоками цюань-фа. Их потомки оказали значительное влияние на возникший позже стиль рукопашного боя «наха-тэ».
В период между 1422 и 1429 гг. все три княжества снова объединились в одно королевство под властью Сё Хаси (правил в 1421—1439 гг), основателя династии Сё. Он проводил политику «открытых дверей», благодаря которой Окинава стала одним из важных центров международного судоходства и торговли. В результате постоянного присутствия иностранцев, окинавцы смогли познакомиться с представителями различных школ единоборств из Японии, Китая, Филиппин, Малайи, Индонезии.
В годы правления короля Сё Сина (1477— 1526) было проведено разоружение населения архипелага. Таким способом король хотел покончить с вооруженными столкновениями между враждующими кланами островитян, а также устранить возможность народных восстаний. Эту задачу он решил, но возникла другая проблема: население оказалось беззащитным перед террором пиратов («вако») и местных разбойничьих шаек.
Естественной реакцией жителей королевства стал рост интереса к методам рукопашного боя без оружия. Так родились два направления. Первое называлось «тэ», его практиковали местные аристократы и городские жители. Второе поначалу никак не называлось, позже оно получило наименование «кобудо». Его практиковали крестьяне и рыбаки. Соответственно, в первом варианте акцент делался на бой голыми руками, во втором — на использовании в качестве оружия различных орудий труда (весел, багров, мотыг, цепов, гарпунов, вил, лопат, серпов и т.д.). Но в том и в другом случае тренировки проводились тайно от королевских чиновников, в уединенных местах, чаще всего с наступлением темноты.
В 1609 г. японский князь Симадзу Иэяса из клана Сацума высадился на Окинаве с 3-х тысячным войском. Небольшая королевская дружина была разбита. Короля обязали ежегодно платить японцам весьма значительную дань. Чтобы собирать нужные средства, в 1611 г. ему пришлось издать знаменитые «15 указов», установившие грабительские налоги и запретившие торговлю с иностранцами. Под гнетом поборов окинавцы обнищали настолько, что в иные годы голодали даже семьи местных аристократов. Естественно, подобная политика могла привести к вооруженному сопротивлению. Поэтому указы еще больше ужесточили запрет на обладание любым «железным» оружием. Дело дошло до того, что в течение нескольких десятилетий в каждой деревне разрешалось иметь всего один большой нож для разделки рыбы и животных, привязанный веревкой к столбу на площади в центре села!
Надо отметить, что вопреки распространенному мнению, японцев на Окинаве в тот период не было. Они ограбили короля, местных богатеев, погрузились в свои корабли и уплыли. Поэтому «столкновения мастеров каратэ и кобу-дзюцу с оккупантами-самураями» следует отнести к разряду выдумок. Возникшие среди окинавцев тайные общества отнюдь не ставили своей целью борьбу ни с японцами, ни с местными властями. Как и в Китае, эти общества, с одной стороны, являлись как бы основой клановых структур, а с другой — их члены предавались духовно-мистической практике, в первую очередь в виде практики боевых искусств.
В течение XVII—XVIII веков стили «тэ» и «ко-будо» слились с известными на островах архипелага Рюкю (Окинава) фрагментами китайских систем боя (то-тэ) и так родилось новое искусство, известное под названиями «окинава-тэ» (рука Окинавы) и «каратэ» (китайская рука). К началу XIX века среди членов тайных обществ трех главных городов Окинавы сложились три основных варианта окинава-тэ (или каратэ). Они получили названия Наха-тэ, Сюри-тэ и Томари-тэ.
С 1871 г. Япония начала вводить на Окинаве свое законодательство и систему образования, а также заменять чиновников местного управления на японцев. Это встретило ожесточенное сопротивление местных жителей. Начался короткий, но бурный период беспорядков, бунтов и убийств. Вот тут действительно заметную роль в сопротивлении сыграли члены тайных обществ. В ответ японцы в 1879 г. увезли последнего окинавского короля (Сё Тая) заложником в Токио, а само королевство превратили из автономного государства, находившегося в вассальной зависимости от метрополии, в 47-ю префектуру империи. В результате этих и других репрессивных мер столкновения между окинавцами и японцами прекратились. Однако тайные общества остались, члены таковых продолжали свои занятия каратэ и кобудо. В них окинавцы теперь видели источник, дающий силу национальному духу.
Следует отметить еще два факта из новейшей истории Окинавы. В 1945 году битва за Окинаву унесла жизни 17 тысяч американских военнослужащих и 75 тысяч японских военных и окинавских мирных жителей! А сам архипелаг с июня 1945 по май 1973 гг. находился под прямым управлением США.
Сёрин и Сёрэй
Общепринято разделение старинных окинавских школ рукопашного боя на две основные группы: «Сёрин-рю» (включающее в себя стили Сюри-тэ и Томари-тэ) и «Сёрэй-рю» (стиль Наха-тэ).
Фунакоси Гитин полагал, что характеристики двух главных направлений окинавского каратэ связаны с различиями в телосложении тех, кто их практиковал. Так, Сёрин-рю, отличавшийся быстротой движений и маневренностью, давал определенные преимущества низкорослым худощавым бойцам, а Сёрэй-рю более подходил высоким массивным людям.
Иначе говоря, термин «Сёрин-рю» относится к прямолинейной, размашистой, «длинной», скоростной технике, напоминающей северные школы Китая (Шаолиньцюань из провинции Хэнань). Термин «Сёрэй-рю» — к малоамплитудной, «короткой» силовой технике, типичной для китайского юга (Шаолиньцюань из провинции Фуцзянь), Та же идея выражена в понятиях «дзю-но кэмпо» (мягкое кэмпо) и «го-но кэмпо (жесткое кэмпо).
Вообще говоря, термины «Серин» и «Сёрэй» могут использоваться в разных значениях. Когда китайский стиль «Шаолиньцюань» (Кулак Молодого Леса, по названию монастыря) стал известен на Окинаве, тогда термин «Сёрин» явился окинавским произношением китайского слова «Шаолинь», а название «Сёрин-рю» обозначало «Школа Молодого Леса». Но есть и другой иероглиф, который тоже читается как «сё», но обозначает не «молодой», а «сосна» (по-другому он читается «мацу»). Именно его употребляет Итосу Ясуцунэ в названии своей школы. Его «Сёрин-рю» обозначает «Школу соснового леса».
Что же касается термина «Сёрэй», то он представлял местный вариант чтения все тех же иероглифов «Шаолинь» и обозначал «молодой лес» на диалекте района Наха. Только и всего.
Учителя старой Окинавы
Первым великим мастером Окинава-тэ, чье имя дошло до нас, был Яра из деревни Татана. Он родился в начале XVIII века. В возрасте 12 лет был послан родителями в китайский портовый город Фучжоу (провинция Фуцзянь), учиться там торговому делу. Учение заняло целых 20 лет, в течение которых он, помимо торговли, досконально изучил стиль ушу Синъицюань (кулак формы-мысли).
Вернувшись домой, Яра стал своего рода национальным героем. То искусство, которое Яра успешно применял в схватках с местными силачами и которому обучал сородичей, он называл либо «Рэймё-тотэ» (Чудесное искусство с материка), либо «Синпи-тотэ» (Тайное искусство с материка). Позже, будучи уже известным мастером, Яра брал уроки у одного китайца, жившего некоторое время на Окинаве, по имени Гуан Чжанфу (на окинавский манер это имя звучит как Кусанку).
Вторым великим мастером считается Сакугава (1733—1815). В 1750 г. он стал учеником некоего Такахара Пэйтина в деревне Аката. А через 6 лет, в 1756 г., продолжил обучение у мастера Гуан Чжанфу. Среди учеников этого мастера наиболее известны трое: Мацумото (ставший его официальным преемником), Гинован Тунти и Мацумура Сокон.
Мацумура и первый «стиль» каратэ.
Мацумура Сокон (1792— 1869) родился в Сюри. В 1802 г. отец представил его мастеру Сакугава, учеником которого он был до смерти последнего, т.е. на протяжении 13 лет. Когда учитель умер, 23-х летний Сокон отправился в Китай, где изучал цюань-фа у мастера Хи Хуа. По возвращении на Окинаву он объявил о создании своего собственного стиля, которому дал название «Сёрин-рю-Гококу-но то-тэ» (в переводе это означает «Школа китайского искусства руки Молодого Леса, предназначенного для защиты отечества»). Однако столь длинное имя не прижилось, стиль получил известность сначала как «Сюри-тэ», а позже как «Мацумура-Сёрин-рю». Еще и сегодня некоторые окинавские стили претендуют на прямое наследование ими учения Мацумура Сокона, например, стиль «Сёриндзи-рю Кэнко-кан» семьи Хисатака. Наименование, взятое Мацумура, явилось первым случаем использования окинавским учителем для обозначения своей школы терминологии японского бу-дзюцу.
У него было около десяти учеников. Однако наибольшую известность среди них получил только Итосу Ясуцунэ. Остальные окинавские знаменитости были «учениками учеников» Мацумура. Это Ябу Кэнцу (1863-1937), Кян Гётоку (1870-1945), Мотобу Тёки (1871—1944), Ханасиро Тёмо (1869—1945), Азато Анко (1827— 1906) и некоторые другие.
Итосу Ясуцунэ и Сюри-тэ.
Итосу Ясуцунэ (или Итосу Анко, 1830—1915) был вторым великим мастером Сюри-тэ, после Мацумура Сокона. Сначала он учился у своего отца, потом у Мацумура Сокона и, наконец, у Гусукума Синпана. Великолепный техник, прекрасный боец и замечательный педагог, он добился того, что Окинава-тэ было включено в программу обучения начальных школ Окинавы, начиная с 1900/01 учебного года.
Среди наиболее известных учеников мастера Итосу можно отметить Кяна Тётоку (учившегося также у Мацумура Косаку), Тибана Сёсина (1885—1969), Мабуни Кэнва (1889—1957), создателя Сито-рю, а также Фунакоси Гитина (1869—1957), преподававшего впоследствии в Токио и порвавшего с окинавской традицией.
Классическое Томари-тэ.
Известным мастером старинного Томари-тэ был Мацумура Косаку (1829—1898). Он учился у китайского мастера Цюань Цзя (или Чжуан Цзя), ставшего учителем и для некоторых других окинавских мастеров. Согласно целому ряду свидетельств, старинное Томари-тэ представляло собой синтез «внешних» и «внутренних» стилей китайского цю-ань-фа.
Другим известным представителем этого стиля был Оядомари Пэйтин (или Кокан). Он являлся так называемым «внутренним учеником» мастера Цюань Цзя, тогда как Мацумура Косаку — «внешним». Свое искусство мастер Пэйтин передал сыну, Оядомари Кодаю, а тот — своим сыновьям, Коцу и Конину.
«Старое» и «новое» Наха-тэ.
Старое Наха-тэ середины XIX ве-ка связано с именами трех окинавцев — Томоёсэ, Гуси и Сакияма. Сакияма обучал некоего Томигусуку, со смертью которого традиция прервалась, так как официального преемника у него не было. «Старое» Наха-тэ оставило 4 ката: Найханти, Сэйсан, Сансэру, Сантин.
Ван Синцзянь тоже был китайцем, жившим на Окинаве. У него было несколько учеников, самым знаменитым среди которых стал Хигаонна Канрё (1840—1916). Хигаонна еще ребенком стал учеником Мацумура Сокона, а затем поступил в обучение к Ван Синцзяну. В возрасте примерно 21 года он отправился в Китай, в провинцию Фуцзянь, где провел более 20 лет. Там он изучал несколько стилей цюань-фа, а именно Танланцюань (стиль богомола), Байхаоцюань (стиль белого журавля) и Тайцзицюань.
По возвращении на Окинаву он создал свой собственный стиль, дав ему название Наха-тэ («новое»). Среди учеников Хигаонна наиболее известными были Мияги Тодзюн (1888—1953), основатель Годзю-рю, и Мабуни Кэнва (1889—1957), основатель Сито-рю.
Кэмпо.
Термин «кэмпо» представляет собой окинавское прочтение китайских иероглифов «цюань-фа» (метод, или закон кулака). Очень давно, в XV веке, первые школы китайского ушу, получившие известность на Окинаве, называли во всей их совокупности словом «кэмпо», т.е. «кулачный бой».
В XIX веке данный термин стали употреблять преимущественно для обозначения окинавских стилей рукопашного боя, параллельно с терминами «тотэ» и «каратэ». Вплоть до второй мировой войны все они были широко распространены. Например, фигурировали в названиях книг: «Рюкю кэмпо-тотэ» (Фунакоси Гитин); «Госин-дзюцу каратэ-кэмпо» (Мабуни Кэнва); «Окинава кэмпо-каратэ-дзюцу» (Мотобу Тёки) и в сочинениях других авторов.
В настоящее время слово «кэмпо» присутствует в названиях некоторых окинавских и японских школ каратэ. Например, Кэмпокан-рю (Мацуяма Синсукэ); Окинава кэмпо-каратэ (Накамура Сигэру); Рюкю кэмпо-каратэ (Оята Сэйю); Кэнсикан-кэмпо (Кусано Кэндзи); Мотобу-рю кэмпо-каратэ (Мотобу Тёсэй); Осака кэмпо-каратэ (Аоки Гэнрю); Сито-рю кэмпо-каратэ (Уэти Канэй).
Такое сочетание терминов употребляется именно для того, чтобы подчеркнуть связь школы (стиля) с окинавскими источниками.
До конца XIX—начала XX веков каратэ оставалось чисто окинавским явлением. Затем оно шагнуло за пределы архипелага, прежде всего на Гавайи. Практически все гавайские учителя были людьми незнатного происхождения и со смешанной кровью. В Японии первые учителя тоже являлись окинавцами, но потом эстафету перехватили японцы, а один из самых знаменитых деятелей японского каратэ — Ояма Масутацу — вообще был корейцем.
Автор: А. Тарас