Интервью Е. А. Радишевского

Интервью Е. А. Радишевского

Основатель и президент «бушин-кай интернэшнл»
Шихан Евгений Анатольевич Радишевский

Е.А, каким было первое впечатление от Японии, было ли что-то, удивившее Вас, когда Вы прилетели в эту страну

Наверное, яркие впечатления начались еще до посадки. Самолет Узбекских авиалиний превзошел все мои ожидания. Сервис был на высоте, в отличие, например, от Королевских Авиалиний Нидерландов (KLM), самолетом которых я летал недавно на Конгресс Дзю-Дзюцу в Германии. Многочасовый перелет прошел на удивление легко и утром я приземлился в аэропорту Кансай Интернэшнл в Осаке.

Самым первым ярким впечатлением, которое я получил в Японии, была встреча с работником таможенного контроля. Когда я направился к нему, он страшно удивился этому и, метров за пять до моего приближения поклонился в пояс, показывая рукой на свободный проход. Пока я проходил мимо, он так и не разгибался.

Вы жили неподалеку от аэропорта или пришлось путешествовать по стране?

Я жил довольно далеко от Осаки, куда прилетел. Ясумото сэнсэй встретил меня в аэропорту и, сев на автобус мы поехали в город Нишиномию, где сделали небольшую остановку для позднего завтрака и встречи с Фудзи сан, хозяином одного из небольших антикварных магазинов и по совместительству обладателем 6-го дана в Шито рю каратэ. Мы общались несколько часов в первый день моего приезда и в последний день, обсуждая методы тренировки в японском каратэ и сравнивая некоторые тонкости тренинга каратэ и классического дзю-дзюцу.

Практически весь первый день прошел в разъездах и, после Нишиномии мы переехали в Кобо, затем пересели на автобус, идущий в Йонаго, провинция Тотори. Автобус был вполне комфортным, в нем можно было попить чай, взяв его в бесплатном чайном аппарате, а также снять туфли и поставить ноги на специальную выдвигающуюся платформу. В Йонаго нас встретила на машине сестра Ясумото сэнсэя и к вечеру мы добрались до его дома.

Интервью Е. А. Радишевского

Где Вы жили, находясь в Японии?

Ясумото сан живет в традиционном японском доме в два этажа. Комнаты выстланы соломенными матами «татами», спят тут на матраце «футон». Несмотря на хорошую технику (с телевизорами и видеомагнитофонами все было в порядке), место жительства Ясумото сэнсэя вполне могло бы служить декорацией к любому из исторических фильмов о древней Японии. Я думаю, что мне очень повезло, т.к. я смог почувствовать старинный дух страны, подарившей миру боевое искусство, которое я практикую.

Сейчас многие в Японии живут по западному образцу. В стране огромное количество высотных домов, европейская и американская мебель, ночные клубы, бейсбол, гольф… Однако есть часть людей, как правило это люди старшего поколения, которые не отказываясь от благ современной цивилизации продолжают сохранять древние ценности. Жаль, что скоро этого всего, вероятно, уже не будет.

Я жил в доме своего учителя, в специально отведенной для меня комнате. На стенах висели «шо» — каллиграфические письмена и «кекодзику» — японские картины. Спал на татами, как и сам Ясумото сенсей. В изголовье у меня висело «шо», написанное известнейшим мастером каллиграфии и величайшим кен-дзюцу Ямаока Тессю.

Это был оригинал?!

Да. Ясумото сенсей серьезно занимался историей и археологией. Среди всего прочего, он собрал крупную коллекцию каллиграфии, картин и гравюр известных японских авторов. Я имел возможность в его доме любоваться оригиналами гравюр Хокусая, каллиграфией, написанной Ямаокой Тессю и Такуаном.

Во время пребывания в Японии Вы встречались только со своим учителем или общались еще с какими-либо мастерами боевого искусства?

Я общался с мастерами каратэ, кендо, айкидо и иайдо. Также мне удалось присутствовать на тренировках по наганата-до и дзюкендо. Меня интересовали некоторые моменты техники и методики проведения тренировок на родине этих боевых искусств. Ясумото сенсей представлял меня и, практически всегда преподаватели очень охотно шли на общение, отвечая на мои вопросы.

Больше всего я общался с Накаи Наримаса сенсеем, который специально приехал из Нишиномии для того, чтобы ассистировать мне в моих тренировках дзюдзюцу и для обучения меня иайдо и бо-дзюцу. Он имеет 6-й дан и мен-но маки в Мугай рю иайдо и уровень окудэн в Хонтай Йошин Рю Бу-дзюцу. Накаи сан жил в соседней комнате, и мы много общались с ним после совместных тренировок.

Расскажите, в каких исторических местах Вам удалось побывать.

Мне очень повезло, что Ясумото сенсей — человек глубокой эрудиции и, ко всему прочему, историк. Он устроил мне специальную программу, которая занимала почти все, свободное от основных занятий время.

Я был в замке Мацуи Дайме в городе Мацуи. Это красивый старинный замок известной японской семьи. В нем расположен музей и, неподалеку интересный центр «буки ясики» — самурайский дом.

Также мне удалось посетить замок в Химейджи. Это один из самых красивых замков Японии. Для меня он интересен еще тем, что именно в нем на протяжении многих лет практиковались боевые искусства Хонтай Такаги Йошин рю бу-дзюцу и Мугай рю иайдо, которыми я занимаюсь. Замок в Химейджи практически не изменялся и сохранен в неизменном виде, в отличие от замков в Мацуи и в Осаке, многие детали которых заменены современными и стилизованными.

Я также посетил мемориал Миямото Мусаши на его родине и посмотрел дом, в котором родился этот известный мастер. Это современный музей, рядом с которым расположен Будокан и додзе его школы. Музей Миямото Мусаши оказался не очень интересным, т.к. практически все в нем было не оригинальным. Большинство экспонатов были копиями. В нескольких километрах от мемориала есть место, на котором Миямото Мусаши поразил своего первого противника. Там есть специальная каменная плита на могиле пораженного воина.

Благодаря тому, что Ясумото сенсей довольно известный в Японии человек, мне удалось побывать в древнем лесном храмовом комплексе Киомиджи Дера в провинции Шимано-кен. Этот буддийский храм Тендай-сю расположен в горах. Настоятель монастыря встретился с нами и несколько часов мы общались. Это было очень интересно, т.к. Оказаки сенсей провел нас в закрытые для общего посещения места храмового комплекса. Я видел монашеские кельи, которые не изменялись сотнями лет и даже был допущен в комнату, куда мог входить только Дайме и некоторые монахи. Со слов Ясумото сенсея, мало кто из японцев могли попасть в подобное помещение. В этой комнате Оказаки сенсей угощал нас чаем и сладостями, сделанными в монастыре.

Из буддийских храмов я был также в дзэнском храме направления Риндзай.

Очень интересно было посещение храма дзиндзя в Миконосеки. Это древняя синтоистская святыня. Красивый комплекс, считающийся в Японии одним из «мест силы». Комплекс расположен недалеко от моря в горах.

Из синтоистских святынь я был в нескольких древних храмах в разных провинциях. Общался с дзиндзя. В одном из храмов даже стучал в храмовый барабан. Очень красивым был комплекс в Нишиномии. На площади перед главным храмом, на протяжении многих лет организовывались показательные выступления по Хонтай Йошин рю бу-дзюцу. В них практически всегда участвовал Ясумото сенсей.
В общем, можно сказать, что моя экскурсионная программа была очень насыщенной.

Е.А. у Вас международная квалификация пятого дана. Нам известно, что в эту поездку Вы получили одно из высших посвящений в классических боевых искусствах Японии — «окудэн». Выше него может быть только признание полного овладения Школой. Что это такое? Есть ли еще кто-либо из европейцев, которые имеет такой же уровень?

Я получил определенный пласт информации и прошел некоторые испытания, которые условно можно назвать испытаниями мистического характера. Это не имеет отношения к системе «дан», определяющей техническое мастерство и экзамена на следующий «дан» в Японии я не проходил. Однако следует сказать, что к передаче уровня «окудэн», в традиционных боевых искусствах обычно подходят не раньше достижения технического уровня 5-го или 6-го дана (годан-рокудан).

Окудэн в нашей линии Школы предполагает обладание знаниями скрытого уровня, так называемой секретной техникой. В нее может входить знание о методах воздействия на особые точки, которые не передаются на более низких уровнях, отдельные технические действия, практики психофизического рода, методы концентрации, использования внутренней силы, теория. Также туда входят приемы тестирования, важные для определения истинного уровня учеников. Эти методы передаются лично от учителя к ученику устно, хотя названия разделов и конкретных действий есть в дэншо Школы.

В СНГ, людей имеющих окудэн, я думаю, нет. По крайней мере в этой Школе японского боевого искусства. В Европе есть один человек, имеющий рокудан (6-й дан). Вероятно, он уже получил передачу окудэн в хонтай йошин рю. В самой Японии, людей имеющих такой уровень в этой Школе всего несколько человек.

Вы могли бы привести какой-нибудь пример испытания, которое Вы проходили?
Одним из нескольких тестов было «тэцудзе-шигоки» — пропускание раскаленного прута через сжатый кулак. Это тест, который показывает подготовленность сознания ученика к получению дальнейших психофизических практик и их успешному восприятию.

Перед выполнением теста нужно было прочесть мантру (по-японски дзюмон) и сложить пальцы в определенное положение (по-японски кэцу-ин). Говоря современным языком, использование мантр и мудр является методом самопрограммирования. Этому меня обучали заранее. Сам же тест это просто показатель готовности и наличия соответствующей внутренней силы адепта. Его проходили все, кто на протяжении веков получали окудэн и он указан в перечне умений, которыми должен овладеть мастер Школы.

Вы часто приглашали Ясумото сенсея к себе и посещали его занятия в разных странах. Расскажите о том, как Вы тренировались в Японии. Есть ли различие в занятиях в Японии и на Западе?

Обычно, в разных странах Ясумото сенсей проводит семинары. Они могут быть общими или тематическими, т.е. посвященными конкретной теме. Разумеется, также мы организовывали мастер-классы, на которых он занимался с личными учениками «учидэси». Живя у меня дома, он отдельно занимался со мной.

Однако в Японии все было несколько иначе. Я общался с сенсеем практически целый день. Т.к. на занятиях присутствовал только Накаи сенсей и я, или только я один, Ясумото сан мог уделить мне на много больше внимания, корректируя мои действия и акцентируя внимание на тонкостях. Много времени мы занимались теорией и методикой преподавания дзю-дзюцу, чего не было раньше на общих семинарах. Мы просматривали видеозаписи с демонстрациями мастеров древних школ бу-дзюцу в центральном Будокане Японии, видели турне японских мастеров по Китаю, смотрели записи закрытых внутришкольных демонстраций.

Ясумото сенсей практически каждый день занимался со мной древней техникой Хонтай Такаги Йошин рю, обучая ката и техническим действиям, которые не входят в современную аттестационную программу. Также я занимался иайдо школы Мугай рю и ханбо-дзюцу Кукишин рю. Мы практиковали закрытые разделы старой школы, изучая ходзе-дзюцу (методы связывания) и муто дори (обезоруживание).

В додзе, который расположен недалеко от дома, Ясумото сан корректировал меня в ката его линии Мото-ха Йошин рю и показывал различные методы тренинга.

Мне удалось сделать некоторые записи, переписав интересующие меня тексты которые перевел по моей просьбе Ясумото сенсей с японского на английский язык. Также я сделал зарисовки ряда технических действий.

Практика была традиционной и ежедневно начиналась с принятого ритуала.

Честно скажу, что вкус практики в Японии для меня был отличен от вкуса моих регулярных занятий дома. Может быть, дело в особом эгрегоре этой страны, возможно дело было в окружающих меня «местах силы», а может быть, как считают многие японцы, мне просто помогали «ками» — духи Японии. Во всяком случае, в некоторых местах, особенно в древних храмах и в горах, присутствие некой силы ощущалось очень явственно. Находясь в Японии, я ясно видел линию преемственности Школы и практиковался в соответствии с древними традициями.

Какие перспективы развития традиционного дзю-дзюцу за пределами Японии?

Хороший вопрос. На самом деле, мне кажется, что если перспектива развития традиционного японского дзю-дзюцу и есть, то она существует только за пределами Японии. Потому что, Япония это уже почти западная страна, в которой национальные ценности очень активно вытесняются. Бейсбол собирает огромные количества зрителей, а старинные школы боевого искусства насчитывают единичных учеников и постепенно вымирают. Впервые посетив Украину, Ясумото сенсей предположил, что в моей школе дзюдзюцу занимается больше учеников, чем во всех школах Японии, вместе взятых.

Я думаю, что традиционное дзю-дзюцу сейчас переживает второе рождение. И рождение это происходит у нас. С помощью японских мастеров и с полным следованием традиции. Наши организации, Украинская Федерация Дзю-Дзюцу и Международный Центр «Бушинкай» на сегодняшний день, вероятно, единственные в Украине имеющие международное признание и представляющие интересы крупных международных будо-организаций, регулярно организуют для этого конгрессы и семинары с приглашением известных мастеров боевого искусства из Европы и Японии. Обычно, такие мероприятия проводятся в Украине несколько раз в год. Подобная ситуация и в других странах СНГ, в которых есть наши представительства.

Существуют ли мероприятия за рубежом, в которых Вы и Ваши ученики принимаете участие?

Да, часто. Меня регулярно приглашают проводить занятия, семинары и аттестации в Европе (Швеция, Бельгия, Великобритания, Германия) и в Израиле. Мои ученики бывают со мной на конгрессах в этих странах, а также в Испании, Франции, Дании, куда приезжают с учебными мероприятиями различные интересные нам мастера. Наша школа дзю-дзюцу сегодня хорошо известно в мире. На конгрессе Всемирного Элитного Общества Черных Поясов в Барселоне (Испания), куда весте со мной прибыло около 20 членов украинской федерации дзю-дзюцу, наша демонстрационная программа была признана лучшей среди программ 23 стран мира. Там же наша команда прекрасно проявила себя в международном турнире по дзю-дзюцу в версии борьбы лежа, заняв призовое место и победив одну из команд фаворитов из Англии.

Много ли организаций культивируют дзю-дзюцу в Украине и в других странах СНГ?

Школы дзю-дзюцу в СНГ есть, однако, скорее можно сказать, что множество организаций используют брэнд, называя то, чем они занимаются именем «дзю-дзюцу». На самом деле они не занимаются дзюдзюцу, а просто обучают собственным направлениям рукопашного боя, основанным обычно на прошлой практике каратэ, дзюдо и айкидо. В большинстве случаев, за дзю-дзюцу выдают традиционное дзюдо, мотивируя это тем, что некоторые ката дзюдо действительно сохранили облик нескольких направлений дзюдзюцу и включают формы самообороны, техника которых может быть отнесена к этому виду боевого искусства. Но дзюдо это не совсем дзю-дзюцу. Оно создавалось для несколько иных целей и задач.

В сайтах подобных организаций часто можно увидеть несуществующие названия школ, странные истории о прямой передаче знаний от неких неизвестных мастеров… На самом деле, практически все мастера традиционных школ в Японии известны. Я видел официально изданные японской федерацией традиционных боевых искусств списки, в которых указаны последователи школ боевого искусства, даже не имеющие высшей степени. Так что, говорить о тайных школах и секретных учителях на сегодняшний день просто смешно.

Дзю-дзюцу, даже современное, вне зависимости от того, где и кем оно создано, в любом случае, с общепринятой точки зрения, должно иметь прямую линию преемственности, основываться на определенных принципах и исходить из какой-либо из конкретных японских школ.

Какое ближайшее мероприятие Вы готовите?

В мае этого года в Минске пройдет международный конгресс Мотоха Йошин рю дзю-дзюцу под руководством Ясумото сенсея. Это будет подготовка и финальная репетиция к Всемирному Конгрессу традиционного дзю-дзюцу, который пройдет в октябре 2005 года в Японии. На конгрессе в Йонаго будут не только занятия и аттестация, но также ряд церемоний и большая экскурсионная программа по историческим местам страны. Мы приглашаем посетить это мероприятие всех желающих, независимо от организации, которую они представляют. Разумеется, для членов международного центра «Бушинкай» запланированы особые скидки и возможность позаниматься на специальных мастер-классах под руководством японских мастеров.