Иай-дзюцу (иайдо)
Классический воин рассматривал меч как неотъемлемый символ своей профессии. В качестве «благородного клинка» меч ассоциировался с проявлением храбрости, а в качестве «безжалостного клинка» был первым врагом подлости. В руках кэнси (опытного мастера работы с мечом) остро заточенный и тщательно отполированный клинок мог и убивать и спасать жизнь. Для нации в целом меч буси был символом справедливости и смерти за свои убеждения — созидателем и разрушителем одновременно.
Поскольку классический воин рассматривал свой меч как нечто одновременно универсальное и глубоко личное, это было не просто оружие или инструмент. Воин верил, что его меч — одушевленное существо, способное говорить, петь, радоваться и страдать в зависимости от требований конкретной ситуации. Меч стал предметом преклонения буси, отношение к которому, основанное на безграничном восхищении, было таким же, как к любимому человеку. Поэтому воин очень тщательно подбирал имя своему мечу. Меч был не просто душой воина, как иногда пишут, но его живой душой. Иайдзюцу, или искусство вынимания меча из ножен, дало буси возможность победы над проявлениями грубого насилия. Это искусство принципиально рассчитано на защиту, для которой используется техника работы мечом, быстро доставаемым из ножен. Техническая система иайдзюцу позволяет действовать в условиях ситуации, созданной нападающим. Однако, критерии для определения нападающего достаточно растяжимы, что основано на феномене кобо-ити, то есть принципиальной неразделимости нападения и защиты, проявляющихся одновременно в нужный момент, угадываемый мастером иай-дзюцу. В отличие от кэндзюцу, технику иайдзюцу отрабатывают в основном в одиночных формальных упражнениях — тандоку рэнсю, обычно начинающихся из положения неготовности к поединку — сидя (имеется в виду положение сидя на коленях), наклонившись вперед или отклонившись назад.
В иай-дзюцу выделяют четыре стадии движения меча: нукицукэ, или доставание из ножен, кирицукэ, или рубящий удар (серия ударов), тибури, или стряхивание крови с клинка, и ното, или возвращение меча в ножны. Каждой из этих стадий должно соответствовать эффективное действие, а все они должны при исполнинии соединяться в единое целое при обязательном неизменном проявлении зансин.
По традиции те, кто занимается иай-дзюцу, должны работать с «живым», то есть остро заточенным железным мечом, потому что иначе невозможно достичь умственного состояния, необходимого для этого искусства. При правильной работе клинок находится в сантиметрах от исполнителя, и это превращает тренировки буквально в игру со смертью, повторяющуюся много раз в день для достижения и сохранения должного уровня мастерства. Опасность неизменно присутствует и при тренировках с одати-основным оружием, и при работе с кодати.
(Сейчас в иайдзюцу, в частности в тех школах, где есть парная работа, в основном используют модель меча — иай-то с незаточенным клинком из мягкого сплава).
Информация о иай-дзюцу есть в документах более чем четырехсот рю.