Философия Дзюдо

Многие сторонники Кодокан Дзюдо считали, что практикуемая ими система превосходит любую другую в сфере рукопашной тактической борьбы.

Философия Дзюдо

Но Дзигаро Кано утверждает, что Кодокан Дзюдо по всем статьям превосходит любые когда-либо созданные в Японии воинские искусства и принципы (пути).
Это видно и из выбранного Кано названия своей дисциплины — Ниппон Дэн Кодокан Дзюдо, что означает «лучшее будо Японии».

Дав ясное определения принципа дзю, категорически отрицая при этом, что податливость или уступчивость является единственным образом действий в созданной им системе, Кано утверждает: «Если, таким образом, принцип уступки не может вобрать в себя все способы, используемые в состязаниях, то существует ли вообще принцип, способный в действительности это сделать? Да, он существует, и это принцип максимально эффективного использования ума и тела».

В своих теоретических изысканиях по дзюдзюцу Кано отыскал выражение «син-син тикара-о мото-но юко-ни си-о суру», в котором подчеркивается важность бережливого использования энергии, как духовной, так и физической.
Сам Кано толкует его следующим образом:
«Какова бы ни была цель, лучшим путем ее достижения является умелое использование направленной на эту цель или задачу энергии».
Это утверждение Кано выразил в 1923 г. в виде формулы «сэйрёку дзэнъё» — принципа «наилучшего использования энергии». На этом принципе покоится идеал Кодокан Дзюдо.

В данном принципе энергия для Кано предстает как живительная сила, а не просто как телесная мощь. Через занятия дзюдо учатся тому, как следовать самому принципу. Но Кано, призывая сторонников Кодокан Дзюдо следовать данному принципу, имел в виду более высокие ценности.

Занятия Кодокан Дзюдо ради развития физически крепкого тела (рэнтай-хо) либо ради развития борцовских навыков (сёбу-хо) Кано определяет как кёги дзюдо, т. е. дзюдо в «узком смысле», поскольку здесь упор делается на технику. Кёги дзюдо должно уступить место коги дзюдо, иначе дзюдо в «широком смысле», где сюсин-хо, иначе «моральное воспитание», т. е. привитие нравственных норм, ведет к самосовершенствованию.

Следовательно, физическое самосовершенствование не достаточно само по себе, ибо, каким бы сильным ни становился человек, занимающийся дзюдо, какого бы мастерства он не достиг, «если он не будет полезен обществу», — говорит Кано, — «его жизнь напрасна».

Рэнтай-хо, сёбу-хо и сюсин-хо образуют три элемента, которые составляют «принцип трех культур»; принцип, делающий Кодокан Дзюдо формой физического воспитания.

Кано хотел, чтобы занятия дзюдо проводились не только в додзё, но и за их пределами и его физические стороны стали средоточием человеческих усилий, направленных на развитие и совершенствование личности. Если представители кёги дзюдо и могут обрести техническую зрелость, то лишь посредством коги дзюдо они могут стать социально зрелыми людьми.
Такие выводы Кано сделал на основе конфуцианской заповеди о том, что следует «расширить сферу своей деятельности, включая сюда других людей и иные роды деятельности».

Таким образом, получает развитие общепризнанная цель классического будо, которая в некоторых рю носит довольно неопределенный характер, за исключением того случая, когда речь заходит о путях достижения личного совершенства.

Кано так определяет Кодокан Дзюдо в рамках принципа сэйрёку дзэнъё:
«Дзюдо — не метод, дающий возможность наилучшим образом распорядиться духовной и физической энергией в целях исключительно нападения или защиты, скорее, это метод, посредством которого данный принцип (сэйрёку дзэнъё) можно усвоить и применить ко всем сферам человеческой жизни». Следуя этому направлению мысли, Кано развил свой второй великий принцип, названный им дзи-та кёэй, иначе принцип «взаимного процветания». Принцип взаимного процветания обуславливал надежды Кано на международную социальную гармонию.

Элементы концепции дзи-та кёэй основываются на принципах рю классических будо и будзюцу. Примером здесь могут послужить идеи школы Ягю Синкагэ-рю (линия Эдо), проповедующей фехтование на мечах типа кэндзюцу. Кэнси из Эдо Ягю Синкагэ-рю рассматривают свои занятия кэндзюцу как занятия коги кэндзюцу, а относят свою дисциплину к сэйхо либо хэйхо.

Они идут к самосовершенствованию через занятия согласно предписанной технике владения мечом, но такое устремление всегда предстает лишь как средство достижения более высокой конечной цели. В учении Эдо Ягю Синкагэ-рю сэйхо почитается целью для тех, кто стремится свершать «добрые деяния» для японского общества.

Упор Кано на благие дела во имя общества следует понимать более широко, здесь подразумевается благо всего международного сообщества. Кано надеялся, что последователи Кодокан Дзюдо, где бы они ни были, благодаря своей общей заинтересованности в занятиях и обучении научатся применять принцип сэйрёку дзэнъё и поймут, что такое возможно лишь при взаимном сотрудничестве.

Это осознание, в свою очередь, поднимет их, по словам Кано, на такую высокую ступень, на которой преодолены различия между собой и другими, и они уже будут способны применять принцип в своей повседневной деятельности и тем самым влиять на окружающих таким образом, что те будут строить свою жизнь по их примеру, обращая ее на пользу всему человечеству.