Cинъицюань (Xing Yi Chuan)


Синъицюань сложился в 18 веке в провинциях Шаньси, Хэбэй и Хэнань. Эти провинции были торговым и банковским центром средневекового Китая, через них проходило множество торговых и караванных путей. Стиль формировался как стиль для охранников караванов и банков, телохранителей и проч., в которых, понятное дело, именно там была большая нужда. Требовалась боевая эффективность, в т.ч. и при работе с традиционным длинным оружием, и при работе без оружия, и относительная простота приемов — поскольку готовить бойцов нужно было быстро.
Cинъицюань (Xing Yi Chuan)
Осмысление и трактовка «канонических форм» с точки зрения боевого применения — одна из основных движущих сил развития синъицюань. Ученик с первых занятий изучает «классические» применения приемов, а к окончанию формального обучения, когда принципы стиля освоены, простое следование им может приводить к появлению новых способов применения, что называется, «из ниоткуда». Средний срок освоения принципов стиля, по китайским оценкам, — примерно 10 лет.
Боевой аспект
В синъицюань, в отличие от многих других стилей ушу, до настоящего времени «боевая составляющая» не просто сохранилась, но и составляет обязательную часть подготовки. С формальной стороны дела — существуют одиночные и парные комплексы, без оружия и с оружием, разной степени сложности. Разные школы выделяют разные комплексы. Самые типичные среди «хэбэйских» школ — это «усин сянкэ лянхуань цюань», «усин лянхуань цюань» (парный без оружия), «цзашичуй», «башицюань», «бацзыцюань», «шиэрхунчуй», парные без оружия: «саньшоупао», «аньшэньпао»; «каноническое» оружие — копье, меч-цзянь, дао, палка-гунь. «неканоническое» оружие — короткий шест, алебарда, меч-мяодао, парные крюки, парные серпы, «иглы синъи» и прочая, и прочая…
Со всеми видами оружия существуют комплексы типа «усинлянхуань…(название оружия)», т.е. «комплекс пяти первоэлементов (например, с мечом цзянь)», «объединенные комплексы» — «лянхуань», ну и так далее. (Парные — оружие против оружия — тоже имеются, естественно).
Оздоровительный аспект
Как «внутренний» стиль, синъицюань активно используется в китайских медицинских учреждениях (мастера синъицюань работают в медицинских учреждениях, ведут оздоровительные группы, имеют врачебную практику). Синъицюань можно рекомендовать как метод укрепления и оздоровления организма для людей среднего и старшего возраста (да и среди молодых больных не меньше). По нашему опыту, хорошо «поддается», например, вегето-сосудистая дистония, головные боли неясной этиологии, заболевания позвоночника, внутренних органов, гинекологические заболевания.
В синъицюань нет высоких и сложных прыжков, высоких ударов ногами, что позволяет рекомендовать его людям, имеющим проблемы с позвоночником, суставами и т.д. Обычный возраст для начала занятий синъицюань — 20-40 лет, а продолжать занятия можно до глубокой старости. Из китайской практики нередки случаи, когда человек, занимавшийся, например, шаолиньцюань, с возрастом начинает искать более «внутренний» стиль и переходит на синъицюань. Учить «внутренней работе» в синъи китайцы начинают не раньше 12-14 лет, 20-30-летние начинающие — скорее норма, чем исключение.
Внутреннее и внешнее в синъицюань
Синъицюань предъявляет не очень высокие требования к физической подготовке, зато большие — к работе сознания, сосредоточению, развитию тонких ощущений — «чувствования ци», «наполненности даньтянь» и т.д. Стиль «внутренней семьи» (нейцзя), поэтому с самого начала строится на обучении использованию «внутреннего ци». Трудность освоения (и одновременно эффективность использования) стиля в том, что все приемы, стойки, движения — это и практика цигун, и одновременно — реальная боевая практика. «Внешняя» сторона — это раздел «5 первоэлементов» (пять основополагающих движений, позволяющих освоить всю культуру движения) и «12 животных» — 12 дорожек и/или коротких комплексов, дополняющих первый раздел кое-какими практиками. «Внутренняя» сторона — это освоение на практике основополагающих принципов стиля:
1) единое ци,
2) два начала — инь и ян, пустое и наполненное и т.д.,
3) саньтиши, или базовая позиция «трех начал»,
4) четыре образа, т.е. ноги курицы, плечи медведя, голова тигра, тело дракона,
5) пять первоэлементов, …
и т.д., общим числом до 18, причем у каждого числа может быть несколько взаимодополняющих объяснений-толкований…
Именно соблюдение этих принципов обеспечивает единство стиля, несмотря на заметные расхождения в конкретных формах, приемах и комплексах в разных школах, даже относящихся к одной линии передачи, не говоря уже о школах разных направлений. Критерии мастерства — это практическое владение «типами усилия», которые делятся (по возрастающей) на «светлое», «темное» и «изменчивое». Типы усилия связаны с тем, каким именно образом осуществляется выброс усилия цзин при ударе.
При знакомстве с формами, приемами и комплексами разных школ синъицюань прежде всего поражает их разнообразие. Поначалу даже создается впечатление, что их не объединяет ничего, кроме названия стиля, да и оно существует в разных вариантах: «синъицюань»(???), «синьицюань»(???), «ицюань»(??), «люхэсиньицюань»(? ????), «синьилюхэцюань»(?????). Тем не менее, все это многообразие внешних форм подчиняется одним и тем же внутренним принципам — «единого тела», «шести соответствий», «трех кончиков», «стягивания к даньтянь», «чередования открытого и закрытого», «выброса внутреннего усилия», «следования и».
[PSGallery=1sc1eh3bg]
Направления и школы синъицюань
История возникновения стиля также сложна и неоднозначна. Многие школы синъицюань, явно сходящиеся к единому корню, рассказывают разные версии своего возникновения, зачастую противореча друг другу. Однако все они сходятся в одном: все направления одним из своих «легендарных» основателей называют генерала Юэ Фэя, «историческим» — Цзи Цикэ. Дальше стиль делится на три основные направления, прослеживающие свои линии передачи от Дай Лунбана (синьицюань семьи Дай ?????), Ма Сюэли (синьицюань ???, синьилюхэцюань ??? ??, «хэнаньский» синьицюань ?????), Ли Лонэна (собственно синъицюань???, который делится на «хэбэйский» синъицюань, идущий от Лю Циланя и Го Юньшэня — учеников Ли Лонэна из провинции Хэбэй ?????, и «шансийский» синъицюань, идущий от Сун Шижуна и Че Ичжая — учеников Ли Лонэна из провинции Шаньси ?????).
Кроме трех основных течений (хэнаньское, хэбэйское и шансийское), существуют немногочисленные узкосемейные школы, также ведущие свои родословные от Цзи Цикэ. Синьицюань семьи Дай по популярности, востребованности и числу последователей как раз и остался такой «узкосемейной» школой, хотя со временем продолжал развиваться и трансформироваться, как любой стиль традиционного ушу.
Все стили, относящиеся к синъи/синьи/синьилюхэ/люхэсиньи/цюань, построены на одних и тех же внутренних принципах. Но при полной тождественности «внутренней сути» внешние формы и базовая техника заметно разнятся между направлениями, а в школах внутри каждого из направлений более-менее схожи между собой. А вот формальные способы выполнения приемов и движения, положения рук и поворот корпуса, последовательность изучения, названия движений и их трактовки разнятся от школы к школе. Различия в названиях приемов может объясняться местными особенностями произношения того или другого иероглифа, а также тем, что многие иероглифы звучат абсолютно одинаково и различаются только в написании, информация же передавалась в основном изустно. Различия в формах объясняются как естественным развитием школы, так и влиянием других школ синъи/синьи и других стилей, чаще всего «внутренней семьи» — багуачжан и тайцзицюань.
Направления синъицюань, восходящие к Ли Лонэну («хэбэйское» и «шансийское»), являются наиболее распространенными и в Китае, и за его пределами. В настоящее время его представляют более десяти крупных течений, связанных с именами учеников Ли Лонэна и их учеников. Большую известность приобрели направления, связанные с именами Сун Шижуна, Лю Циланя, Чэ Ичжая, Го Юньшэня, Лю Сяоланя, Ли Цуньи, Шан Юньсяна, Сунь Лутана. В настоящее время название «синъицюань» (???) указывает прежде всего на «историческую родину» стиля — на школы, связанные с именем Ли Лонэна и имеющие много общего как в структуре стиля, так и в методах внутренней работы, формах и таолу. Это направление распространено сейчас не только в Хэбэе и в Шаньси, но и в провинциях Шэнси, Шаньдун, Ляонин, Хэйлунцзян, Хэнань, в Шанхае и Пекине, причем в каждой местности оно приобретает свои особенности, так что иногда говорят даже о «шанхайском» или «пекинском» синъицюань.