Чацюань (Cha Quan)

Чацюань является одним из самых популярных северных стилей китайского ушу.

История распространения стиля такова. В XVI веке восточные провинции Китая страдали от набегов японских пиратов. Император поручил разбить японцев великому полководцу Ци Цзигуану. Однако свободных войск в тот момент не было, и по просьбе Ци Цзигуана император издал указ о призыве добровольцев для борьбы с агрессорами. К Ци Цзигуану отправились патриоты со всех концов страны. В отряде, вышедшем из далекой западной провинции Синьцзян был мусульманин Ча-мир( Джамиль).

Чацюань (Cha Quan)

По дороге он тяжело заболел, и товарищи оставили его на попечение крестьян в деревне Чжанъиньчжуан (или Иличжуан) уезда Гуаньсянь, что расположен в нынешней восточнокитайской провинции Шаньдун. Там после нескольких месяцев лечения он поправился, и в благодарность за заботу обучил этих людей (которые тоже были мусульманского вероисповедания) боевому искусству, которым владел сам. После смерти Ча-мир оно было названо его именем, а уезд Гуаньсянь приобрел прозвище «Родина чацюань». Преемником Ча-мира стал Ша Лян по прозвищу «Господин Ша Лян — Летающая нога», от которого этот стиль и распространился среди мусульман севера Китая (некоторые источники отождествляют Чамира и Ша Ляна; в ряде источников имя основателя стиля пишут не «Ча-мир», а «Ча Шанъи»).

Также источники упоминают такого соратника Ча Шанъи, как Хуа Цзунчжи. То, что тренировал Хуа Цзунчжи, называли, естественно, хуацюань («кулак Хуа Цзунчжи»), а так как эти тренировочные методы органично вошли в чацюань, то и сам стиль иногда называют чахуацюань («кулак Ча-мира и Хуа Цзунчжи»).

В истории боевых искусств остались имена многих мастеров чацюань. Можно вспомнить, например, Чжан Цзивэя, умершего в 1932 году в возрасте 84 лет, пальцы которого в результате тренировок стали подобными железу. Рассказывали, что как-то раз его окружило несколько десятков человек, но стоило кому-нибудь из них приблизиться, как следовало мгновенное нажатие на точку — и человек падал не успев и руки поднять. Знаменитым учеником Чжан Цзивэя был Чан Чжэньфан (1898-1979), у которого учились почти все крупные мастера чацюань современности. Он родился в бедной крестьянской семье, и с детства прошел суровую закалку жизнью. От дома Чана до дома Чжана было с полкилометра, и чтобы не терять ни мгновения он на занятия не шел а передвигался специальными перемещениями стиля. В 1930 году он отправился на юг, в Нанкин, в знаменитый нанкинский Центральный институт гошу («гошу» — «национальное искусство» — название ушу при правлении Гоминьдана), затем перебрался в провинцию Хэнань. После 1949 года был приглашен в столицу, работал общественным тренером, издал ряд книг по чацюань, внес вклад в дело образования спортивного ушу. Самым знаменитым из его учеников является Чжан Вэньгуан, нынешний вице-президент Всекитайской ассоциации ушу и заведующий кафедрой ушу Пекинского университета физкультуры.

Однако самым известным из мастеров чацюань XX столетия является безусловно Ван Цзыпин (1881-1973). Он был из бедной мусульманской крестьянской семьи, его отец и дед были известными мастерами китайской борьбы шуайцзяо. Однако отец решил, что с помощью ушу в современном мире прожить невозможно, и решил не обучать сына боевым искусствам. Маленький Цзыпин не согласился с решением отца и стал тренироваться сам. Когда через несколько лет это обнаружилось, то увидев успехи сына в физическом развитии отец переменил свое мнение. В возрасте 16 лет Ван Цзыпин на пари поднял каменный каток для разравнивания почвы весом 140кг.

Позднее он уехал в Цзинань (административный центр провинции Шаньдун) чтобы изучать Коран. Во время прогулки по цзинаньским фонтанам он на спор руками остановил колесо водяной мельницы, после чего его пригласил в ученики известный мастер чацюань Ян Хунсю. Позднее, будучи уже преподавателем чацюань в Цзинани Ван Цзыпин не раз одерживал победы над мастерами дзюдо из Японии, силачами из Германии и США.

В 1918 году на «Турнире десяти тысяч земель» в Пекине он победил русского силача Кантайра, который до этого разбивал китайцев «одной левой». В 20-е годы Ван Цзыпин женился и уехал в Шанхай, где работал врачом (сейчас бы его назвали мануальным терапевтом).

После образования Центрального института гошу в Нанкине (который с 1927 года был столицей гоминьдановского Китая) был приглашен преподавателем, некоторое время даже проработал деканом одного из факультетов. После прихода к власти в 1949 году коммунистов Институт гошу был закрыт, однако Ван Цзыпин был слишком известной фигурой, и поэтому получил достойный пост в новых структурах власти. В 1960 году он вместе с премьером Чжоу Эньлаем съездил в Бирму, где устроил показательные выступления, и никто не верил что ему уже 79. В настоящее время дело Ван Цзыпина продолжает его дочь — Ван Цзюжун, профессор Шанхайского института физкультуры.

Чацюань является одним из четырех классических стилей категории «чанцюань». Это слово буквально переводится как «длинный кулак», и в данном случае означает, что бой в этих стилях предпочитают вести на максимально длинной дистанции, что и определяет особенности техники. Когда создавали спортивное ушу, то в треть приемов синтетического стиля чанцюань составили приемы чацюань. Приемы в чацюань довольно простые по сравнению с другими стилями, поэтому их много. Атаки проводятся в основном по прямой, соединяющей бойца с противником. Большое внимание уделяется натренировыванию техники действий ногами.

Основной техникой ног является удар «таньтуй» («удар ногой подобный распрямлению лука»), наносящийся снизу вверх тыльной стороной натянутой стопы с помощью хлесткого распрямления ноги. Начинают изучение чацюань с комплекса упражнений, которые так и называются — «таньтуй». Исходно их было 28, и они соответствовали двадцати восьми буквам арабского алфавита. Однако впоследствии вначале стали изучать лишь первые десять, а из оставшихся восемнадцати были сформированы два отдельных комплекса, именуемые «туйцюань» («кулак ног»). Хотя комплекс «таньтуй» и предназначен для тренировки ног, но очень большое внимание уделяется также их координированию с руками, требования к движениям очень строги. Существуют рифмованые правила о десяти упражнениях «таньтуй», которые часто цитируются в литературе по ушу. Их последние строчки гласят:

Обычный человек не может предугадать приемов,
много бей ногами и много тренируйся — и мастерство будет безгранично;
Можно распознать в них глубокий сверхчеловеческий смысл,
развязав трудный узел получить удивительное мастерство.

В чацюань десять основных комплексов. К первым двум есть еще по вспомогательному комплексу, что позволяет исполнять их в паре, разыгрывая целый поединок. Все движения каждого комплекса имеют свои названия, к ним есть свои рифмованые правила. Из оружия в чжацюань используют меч-дао, меч-цзянь, копье и шест. О характере движений в правилах чацюань говорится: если движение — то нет такого что бы не двигалось, в покое — нет такого что бы не покоилось, движение и покой взаимно соответствуют, быстр — но без спешки, абсолютно свободен, покой — без разрывов, хоть в покое — но намерен двинуться, внутреннее и внешнее координируются воедино, дух и форма подготавливаются параллельно. Движение — в четырех конечностях, ключ — в пояснице, сила рождается в пятках, достигает источников пальцев рук, выбрасываешь руки словно выпускаешь стрелы, возвращаешь руки словно обжегшись, выброс силы подобен взрыву бамбука, сам настолько прочен что проломить невозможно.

Система комплексов без оружия:

10 комплексов таньтуй ??2 комплекса туйцюань ??10 комплексов чацюань ??3 комплекса хуацюань ??3 комплекса шэцюань ??3 комплекса хунцюань ??1 комплекс уяосаньсюэ ????2 комплекса чаотуй ??

Комплексы с оружием:

?? Чадао (широкий меч чацюань)??? Куньу цзянь (прямой меч «куньу»)??? Сокоу цян (копье закрывающее рот)??? Цюньян гунь (шест «цюньян»)?? Чагоу (парные крюки чацюань)???Ланьма цзюэ (парные колья преграждающие путь лошади)??? Шуаншоу дао (двуручный широкий меч)