Арнис (Arnis)

Филиппинские боевые искусства, известные под названиями Арнис, Эскрима и Кали, возникли под влиянием различных западных и восточных систем боя. Основные принципы филиппинских боевых искусств — простота, экономичность, эффективность и легкость освоения. Обучение начинается с владения палками и ножом, а затем переходит к работе руками и ногами.

Арнис (Arnis)

Именно такая методика дает специалистам филиппинских боевых искусств серьезные преимущества перед представителями любых других направлений. Техники Арнис, Эскрима и Кали это многообразие контратак, разоружений, бросков и захватов с максимальным использованием ресурсов бойца, как бы не были вооружены его противники. Филиппинская манера боя с ножом и палкой принята на вооружение спецподразделениями большинства армий мира.

Отличительные особенности арнис — пластичная и скоростная, «текучая» манера ведения боя, атаки конечностей противника, сближение с противником на опережение при контратаках, передвижения по треугольным траекториям, смещенный на переднюю ногу вес (в силу специфики работы с оружием).

Боевые искусства тесно связаны с историческими и культурными традициями народов их создавших. Особенности боевых искусств народов, населяющих острова Филиппинского архипелага определяются их историей и уникальной культурой, сформировавшейся на стыке различных цивилизаций. В течение своей истории Филиппины испытали влияние различных цивилизаций, привносивших в их культуру свои влияния:

Аутентичные техники ФилиппинБоевые искусства народов ИндииПенчак СилатИспанское фехтованиеИспанский ножевой бойИспанский бой на палкахУшуОкинава-тэКэндоДзю-дзютцу, АйкидоБоксБорьба

Существует много различных мнений относительно того, как правильно называть филиппинские боевые искусства. Наиболее распространенная та, которая утверждает, что Арнис и Эскрима — это синонимы, обозначающие весь комплекс филиппинских боевых искусств, а Кали — современное упрощение от термина «тьякалеле».

Характеристика филиппинских боевых искусств

Арнис является одним из «искусств без искусства». Его техники основаны на двигательных принципах и теориях, а не на застывших формальных движениях и упражнениях. Вместо разучивания формальных комплексов и постепенных пошаговых упражнений для каждого вида оружия, происходит обучение основам естественного движения и применению одних и тех же ударов и защит по отношению к любому направлению, типу и силе атаки. Причем, это справедливо вне зависимости от того, держат ли ученики в руках меч, кинжал, палку или никакого оружия вообще.

В дополнение к этому, все техники ведут к бесконечному числу разоружений, бросков и захватов с использованием максимального числа рычагов, какое бы оружие ни было применено. В отличие от всех других боевых искусств, где обучение идет от тренировки без оружия к работе с оружием, особенность филиппинских стилей заключается в том, что обучение начинается с техники владения палками и ножом и лишь впоследствии происходит переход к работе руками и ногами.

В систему филиппинских боевых искусств входят:

соло бастон — бой одной палкойдобле/далаван бастон — бой двумя палкамидага са дага — ножевой боймано а мано (камао са камао) — рукопашный бой:панантукан — техника боя рукамипананджакман — техника боя ногамидумог — борьба в стойке и в партередакоп/кадена де мано — техника болевых замковпангамот — бой против вооруженного противникакиина-мутай — техника укусов и щипковдуло-дуло — использование ладонной палочкилабо-лабо — использование подручных предметоварнис кавайан — использование шеста

Классический арнис — бой на традиционном холодном оружии:

эспада и дага — техника боя с использованием палки и ножа (меч и кинжал)боло — использование мачетебалисонг — техника ножа-«бабочки»дос пунтос, трес пунтос, абанико доблада и т.д. — традиционные способы боя на холодном оружии и палках

Специальные разделы:

самооборонаполицейские техникитеро граве — техники боя на уничтожение противника

Кроме того, существует большой арсенал оружия — как национального (крис, кампилан и др.), так и заимствованного из других боевых систем (например, тьябанг — аналог окинавских сай). Присутствует и техника боя гибким оружием (либуд ат кадена, паге), наиболее известными являются — табак тойок (филиппинский аналог нунчаку) и йойо (камень на веревке, больше известный в Европе в виде детской игрушки); использование различного вида стрелкового и метательного оружия и многое другое.

Однако, хотя в филиппинских системах чуть ли не больше, чем в каких-либо других, уделяется внимание реальности применяемых действий, что объясняется их историей (многие современные мастера старшего поколения еще застали времена «боев до смерти» между представителями разных школ), в тренировках большое внимание уделяется комплексным движениям и маневрам с использованием возможностей всего тела.

Так техника передвижений использует много танцевальных элементов из народных танцев сайау и синалог. Сформировался даже особый стиль ведения боя, известный как эсило де салон, построенный на быстрых и непредсказуемых танцевальных шагах. Схемы передвижений, единые для большинства школ арнис, тесно связаны и с сакральными символами, главными из которых являются треугольник и круг. Треугольник, маневрирование по сторонам которого является базовым техническим элементом, символизирует единство трех основных народов (равнинных прибрежных, горных и моро), образующих филиппинскую нацию, и три главных религиозных учения Филиппин — христианство, ислам и анимизм.

Круг, описывающий треугольник, является аналогом китайских понятий об инь и ян, о единстве и взаимопревращении противоположностей. Он символически отображает связь конечного и бесконечного, линии и круга, физического мира и духовного, меняющегося и постоянного. Несмотря на наличие подобных философских обобщений, в филиппинских боевых искусствах нет такого мощного пласта психотренинга, который внесли в другие боевые искусства буддизм и даосизм.

Большинство психотехник Арнис направлено на единственную задачу: выработку состояния готовности и контроля ситуации непосредственно перед боем и для боя. Некоторые мастера арнис верят в существование магической силы антинг-антинг, дающей великую силу. Такой боец может, например, легко вгонять голой рукой гвозди в толстую деревянную доску по самую шляпку и так же легко вытаскивать их обратно.

Разделы арниссоло бастон — техники с одной палкойдалаван бастон — техники с двумя палкамидага са дага — техники с ножомэспада и дага — техники с ножом и палкоймано-мано — рукопашные техникидумог, дакоп — техники борьбы, болевых захватов и удушенийСтили арнисКомбатан-арнисМодерн-арнисЭскрима серрадаСайок калиФилиппине комбативесДог брозерсВиллабрилле кали

Википедия
http://samooborona.info/