К нам едет итальянский броневик

Iveco

Iveco

Решение принять на вооружение российской армии итальянский автомобиль повышенной проходимости Iveco LMV вызвало большой резонанс. Этот ранее беспрецедентный шаг широко обсуждался в прессе, однако за политическими баталиями мало кто захотел взвешенно поинтересоваться экономической и технической стороной вопроса. Сегодня мы попытаемся посмотреть на новинку максимально беспристрастно.

Вместо маршрутки

Петербуржцам почти каждый день доводится видеть на улицах города автомобили Iveco: четырехосные самосвалы, маленькие грузовички для развозки по магазинам розничных товаров, микроавтобусы… Однако преуспела эта итальянская фирма и в производстве армейской бронетехники. В этой линейке главным ее изделием принято считать восьмиколесный бронеавтомобиль «Чентауро» («Кентавр»), созданный совместно с концернами Fiat и OTO Melara.

Этот почти 25-тонный броневик вооружен 105-мм пушкой и способен на шоссе разогнаться до скорости 108 км/час. Сами итальянцы предпочитают называть его «колесным танком». На вооружение их армии «Кентавры» начали поступать в 1990 году. Десять таких бронеавтомобилей в ходе миротворческой миссии побывали в Сомали, где вполне достойно себя зарекомендовали, участвуя в операциях против партизан.

Чо касается LMV, то он был создан в 2001 году на базе внедорожника Iveco-2500. Главной его особенностью стала специальная конструкция шасси (с защитой от мин). Для снижения воздействия ударной волны при подрыве на мине максимально возможно увеличен клиренс – до 473 мм, днище корпуса имеет V-образную форму, а трансмиссия и топливный бак смещены в заднюю часть машины.

Сиденья экипажа амортизируют удар, двери – бронированные, а на крыше имеется турель для пулемета. Масса базовой модели составляет 6,5 тонны, максимальная скорость – 130 км/час. Помимо итальянцев LMV приняли на вооружение Великобритания, Бельгия, Норвегия, Испания, Австрия, Хорватия, Чехия и Словакия.

Англичане, надо сказать, свои LMV модификации «Пантера» основательно доработали, установив на них дистанционно управляемую пулеметную турель, способную сделать полный оборот вокруг своей оси всего за одну секунду. Иногда на «Пантерах» монтируют еще и генератор помех для радиофугасов. Так что автомобиль повышенной защищенности стал самым популярным в своем классе у европейских стран НАТО.

К концу 2010 года Минобороны РФ договорилось с итальянской стороной о создании совместного предприятия. В первые пять лет начиная с 2011 года на нем будет выпущено 1775 машин для российской армии. Правда, есть и другие данные: 2500 автомобилей. За право их произвести Россия заплатит 762 млн евро.

Опальный «Тигр»

Все же эксперты задаются вопросом: «Можно ли при всей популярности LMV сказать, что он столь уж разительно превосходит другие аналогичного класса автомобили?». И тут показательна история с тендером, объявленным Ирландией в 2008 году. Страна эта на протяжении по меньшей мере 70 лет последовательно проводит политику нейтралитета, однако ее солдаты участвовали в миротворческих миссиях ООН чуть ли не с первых дней формирования организации. Именно для миротворцев и планировалось приобрести 27 новых автомобилей повышенной защищенности. Определились три финалиста: Iveco LMV, южноафриканский RG-32M «Скаут» и «Игл-4» швейцарской фирмы Mowag. И в феврале 2009 года, после долгих дебатов и разбирательств, победителем был объявлен южноафриканский «Скаут».

Проиграли итальянцы и в тендере на легкий автомобиль повышенной защищенности для миротворцев из Германии. На сей раз – швейцарскому «Игл-4». Попытки концерна «Рейнметалл» продвинуть LMV под маркой «Каракал» на немецкий рынок также не увенчались успехом. А в Испании параллельно с производимыми по лицензии LMV делают и более тяжелые бронированные внедорожники URO Vamtac (лицензию на которые приобрели румыны).

Вот и при сравнении с российским ГАЗ-2975 «Тигр» LMV тоже вряд ли выигрывает по всем статьям. Итальянский автомобиль действительно лучше защищен от мин (шестая степень защиты против третьей у «Тигра»). Но российская армия заказывала именно третью степень. Да и у наших конструкторов достаточно было потребовать повысить степень защищенности до шестой – они вполне могли бы это проделать. Тем более что уже существует модель «Тигра» с пятой степенью защиты, которая поступает на вооружение спецподразделений МВД РФ. Кроме того, у LMV (в отличие от «Тигра», кстати) отсутствуют бойницы, что не позволяет вести огонь из личного оружия на ходу.

ГАЗ-2975/233014 охотно покупают за рубежом. Последним стал контракт на поставку «Тигров» для наркополицейских Уругвая. Так что не случайно сделка с Iveco порой кажется экспертам столь подозрительной.

Тем более что вполне конкретный скандал, связанный с Iveco, имел место в Чехии. Он разразился в начале 2010 года, после того как выяснилось, что соседняя Словакия, приобретя партию Iveco LMV, за каждый автомобиль заплатила на 40% меньше, чем Чехия. Подозрения в коррупции пали на министра обороны Чехии Мартина Бартака. А по осени со своими разоблачениями выступил бывший посол США в Чехии Уильям Дж. Кабанисс, который заявил, что Бартак вымогал в свое время взятку у компании «Татра». Сам Мартин Бартак отрицает свою вину по обоим фактам.

Глобализация вооружений

В целом в приобретении лицензии на импортный автомобиль для армии нет ничего из ряда вон выходящего. У самой мощной на планете армии США на вооружении есть производимые по лицензии итальянские пистолеты, шведские гранатометы, английские артиллерийские орудия и незначительно переработанный бельгийский пулемет. Ничего страшного от этого с Америкой не случилось. А на вооружении ВВС СССР состояли чехословацкие учебно-боевые самолеты L-29 «Дельфин» и L-39 «Альбатрос».

Речь ведь идет о том, что наличие импортной техники является исключением из общего правила: опираться на отечественного производителя. Те же американцы приобретают лицензии отнюдь не на тяжелые вооружения.

К слову, в мае 2010 года министр обороны РФ Анатолий Сердюков на одном из итальянских полигонов ознакомился с бронеавтомобилем «Чентауро» и несколько неказистым на вид, но хорошо защищенным «Фреччиа». Техника понравилась. И уже в этом году «Чентауро» и «Фреччиа» должны пройти обкатку на российских полигонах. Необходимость такого шага аргументируется потребностью оказать давление на российский ВПК, якобы чрезмерно завышающий стоимость своей продукции. Видимо, считается, что под угрозой конкуренции он ее непременно снизит.

Да и история с LMV во многом начиналась с того, что принадлежащая олигарху Олегу Дерипаске компания «Русские машины» объявила излишне высокую (по мнению Министерства обороны) цену на «Тигры». В марте 2011 года генеральный директор этой компании Александр Филатов направил письма председателю Внешэкономбанка Владимиру Дмитриеву и президенту концерна «Тракторные заводы» Михаилу Болотину, в которых заявил о готовности взять в управление или купить выпускающие военную технику Курганмашзавод, Липецкий завод гусеничных тягачей, Волгоградский тракторный завод и «Специальное конструкторское бюро машиностроения». А значит, речь идет о формировании очередной крупной компании, которая также сможет диктовать монопольно высокие цены.

Виктор БУМАГИН
Источник: spbvedomosti.ru