Сётокай-рю каратэ — школа ассоциации сосны и волны

Сётокай-рю каратэ - школа ассоциации сосны и волны

Японский стиль каратэ, созданный в 1956 году мастером Эгами Сигэру (1912 — 1981), бывшим учеником отца и сына Фунакоси. После смерти Эгами стиль возглавлял Мураками Тэцудзи, а после его смерти — Харада Мицукэ.

Школа Сёто-кай отвергает силовые упражне­ния и не поощряет пробы на разбивание твердых предметов (тамаси-вари), уделяя особое внимание «энергетическим» аспектам и внутренней кон­центрации. В Сёто-кай преобладают плавные дви­жения, родственные китайским «мягким» стилям. Вместо обычного плотно сжатого кулака чаще ис­пользуется «голова дракона» — кулак с выстав­ленной вперед фалангой среднего или указатель­ного пальца. Важную роль играют в Сёто-кай ката, через которые реализуются энергетические потенции каждого бойца.

«Духовное» каратэ, как порой называют Сёто-кай, явилось не чем иным, как возрождением полузабытых в современной Японии исконных традиций окинавского искусства тэ и китайского кэнпо. На начальной стадии обучения тренировки в Сёто-кай почти не отличаются от Сёто-кана и Сито-рю. Они развивают растяжку, силу, вынос­ливость, вырабатывают отличную реакцию. Затем на «продвинутой» стадии идет отработка способ­ности к мобилизации ки. Так, на первой стадии удар разбивается о препятствие (доску, черепицу или человека), не проникая вглубь, подобно мощ­ной волне. На второй же стадии за счет концент­рации ки и «устремленности» (кимэ) удар прони­кает сквозь препятствие и продолжается в бесконечность. Эгами в своих наставлениях при­зывает не жалеть стараний для достижения состо­яния отрешенности духа-разума (му-син), чтобы через врата Средоточия (тандэн) вступить на Путь познания истины (до). Только такое состоя­ние может дать полную гармонию и слияние с природой (хэй-хо), проникновение по ту сторону добра и зла, жизни и смерти. В учении Эгами мы встречаемся с тезисом о самопознании в процессе практики боевого искусства, из которого вытека­ют важнейшие требования: во всем следовать за движениями противника, одолевая его податли­востью; в бою обретать истинную любовь; нахо­дить покой в движении и движение в покое; ощу­щать себя во Вселенной и Вселенную — в себе. Неудивительно и то, что в Сёто-кай нашла при­менение теория первозвуков, лежащих в основе творения и воплощающих космические силы в мо­мент концентрации (киай). Столь же традиционна и заимствованная из комплекса классических бу-дзюцу идея о воспитании «шестого чувства», о телепатическом контакте с противником.

Харада вспоминал: «Мастер Эгами сначала долго присматривался ко мне, прежде чем пред­ложил наниматься у него… Полтора года я трени­ровался под его руководством по 3 часа ежеднев­но. Я был счастлив, так как занятия стилем Сотокан-рю в клубе университета Васэда давно уже меня не удовлетворяли… Учитель отвергал механическую работу. Он поставил мне цель, за­ставлять противника падать, не прикасаясь к нему. Он сам показал мне как такое искусство выглядит. И я понял все преимущества духовного каратэ» ]