Фуджи-рю тай-дзюцу
Эту школу в ее современном виде создал мастер рукопашного боя Танаки Косиро. Однако сам он называет себя вторым патриархом. Дело в том, что первоначально название «Фуджи-рю тай-дзюцу» использовал его учитель Кока Фудзинин, известный своими скандальными похождениями, выливавшимися в жестокие уличные драки. Кока преподавал жесткий вариант дзю-дзюцу, который он называл Фуджи-рю. В создании этого направления ему оказал большую помощь Иноуэ Нориаки, племянник Уэсибы Морихэя, основатель школы Синъэй тайдо.
Кроме дзю-дзюцу, Танака с детства изучал каратэ, а затем дзюдо и кэндо. Кроме того, будучи бизнесменом, работавшим на международном рынке, он много путешествовал, имел возможность общаться с крупными мастерами различных направлений боевых искусств мира, проверять свои умения и навыки в жестких схватках с разными противниками.
Постепенно Танака пришел к мысли, что именно боевое искусство дело его жизни. Но каким оно должно быть в современную эпоху? В конце концов он решил, что лучшим «испытательным полигоном» для его духа и тела станет раздираемый гражданской войной Афганистан. Так в 1985 г. японец Танака оказался в Афганистане, где стал обучать моджахедов рукопашному бою.
Годы странствий и участие в настоящей войне сильно изменили взгляды Танака, которому пришлось пересмотреть многие идеи относительно «рукопашки». От первоначальной техники Фуджи-рю, в варианте Кока Фудзинин, осталось очень немногое. И все же, когда учитель и ученик встретились после возвращения последнего на родину, Кока назвал его своим наследником и вторым патриархом Фуни-рю тай-дзюцу, признав тем самым высокий уровень Танака.
Современное Фуджи-рю мастера Танака пропитано духом реального боя. Именно поэтому в течение ряда лет у него было всего два десятка учеников, в основном офицеры полиции и спецслужб. Но потом число последователей стало быстро возрастать. Во-первых, о «самурае» вспомнили средства массовой информации, опубликовавшие сенсационные фотографии мастера, демонстрирующего моджахедам приемы обезоруживания противника, вооруженного ножом или автоматом. Во-вторых, его идеи оказались созвучными времени и привлекли массы фанатов так называемых боев «без правил».
Фуджии-рю насчитывает около 250 приемов. Все они подчинены одной и той же цели: установлению контроля над действиями противника, причем приоритет отдается разнообразным захватам за шею (голову). «В моей школе самое главное — удержание (прижимание) шеи (головы) противника… Шею нужно удерживать для того, чтобы провести окончательное удержание, не дать противнику контратаковать», — объясняет Танака. Иными словами, захват головы применяется для установления контроля над противником в стойке и на земле.
Для достижения этой цели используются различные приемы. Но у всех есть одно общее: для проведения приема надо приблизиться к противнику, сократить дистанцию, взять захват. Отсюда вытекает следующий важный принцип — это движение вперед, навстречу противнику. В ответ на каждое действие противника нужно делать шаг вперед, сокращать дистанцию, проводить захват, выводить его из равновесия, навязывать ему свою игру.
После прорыва в ближний бой Танака рекомендует работать, прижавшись к противнику вплотную. «Когда прижимаешься к врагу и становишься с ним одним телом, вес противника соединяется с твоим весом. Поэтому в этот момент противник превращается в часть тебя самого. Допустим, противник весит 100 кг. Не мало, не так ли? Но если он станет частью твоего собственного тела, после того, как обретешь равновесие, ты сможешь двигать им, как тебе заблагорассудится. Поэтому в атаке и нападении нужно столь сильно прижиматься к противнику, чтобы твои ноги как бы стали его собственными ногами. А что будет, если убрать одну ногу? Противник потеряет равновесие и сам упадет», — говорит мастер.
По словам Танака, встречное движение вперед — это суть тай-дзюцу. Ученики начинают осваивать его буквально с первой тренировки. При этом партнер выполняет с полной скоростью и силой удары бамбуковым мечом. Задача ученика — сделать шаг вперед, с одновременным разворотом в бедрах, и таким образом уйти от обрушивающейся сверху бамбуковой палки. Поначалу ученики шарахаются то в сторону, то назад, сделать шаг вперед трудно и страшно. Но Танака неумолим: «Только вперед, один шаг вперед!» Он утверждает, что тот, кто овладел техникой перемещений для встречного входа, на 90% познал секрет Фуджи-рю тай-дзюцу.
Танака говорит, что он понял сущность такого движения вперед с поворотом в бедрах, будто дверь распахивается настежь, заставляя лететь в пустоту противника, пытавшегося таранить эту «дверь» со всей силой, когда штудировал наставление по кэн-дзюцу, принадлежащее знаменитому мастеру Ягю Мунэнори (школа Ягю Синкагэ-рю). В нем сказано: «Когда противник наносит рубящий удар по твоему левому плечу, повернись, следуя траектории удара, и победишь. Позиция при этом должна быть низкой».
Само по себе подобное движение несложно в исполнении. Проблема в том, чтобы переселить страх, заставить себя сделать шаг вперед тогда, когда противник со свирепым выражением лица обрушивает на тебя град ударов руками и ногами, размахивает ножом или тычет штыком. Поэтому секрет заключается в силе духа, в стальной воле, в вере в себя.
На следующем этапе отрабатываются входы в ответ на прямой удар кулаком. Подобные упражнения шлифуют на каждой тренировке все ученики Танака, от начинающих до самых продвинутых. Отрабатываются входы во внешнюю от удара сторону и во внутреннюю. При этом обе руки используются как пружины: встречая удар противника почти прямыми руками, боец за счет сгибания их в локтях, поддержанного собственным движением вперед, легко отклоняет удар в сторону. Защита мягкая, а не жесткая.
Прорыв в ближний бой является подготовкой для применения борцовской техники, в первую очередь бросков. Броски в Фуни-рю довольно специфичны. Большей частью, в отличие от бросков дзюдо, они не применяют подъем с опрокидыванием. Здесь броски выполняют в основном посредством толчков и нажимов. По сути, они являются техникой выведения из равновесия.
Классическим примером является бросок захватом двух ног. Выполняя этот прием, боец резко сближается с противником, уклоняясь внутрь от удара рукой. Рывок вперед можно подготовить ударом ноги в тазобедренный сустав. Сразу после входа боец использует толчок обеими руками в тазобедренные суставы обеих ног противника, «вынося» центр тяжести его тела за площадь опоры, в результате чего тот теряет равновесие. После этого подхватить ноги противника под колени и «помочь» ему упасть рывком на себя не составляет труда. Добивают упавшего противника ударом в пах.
Бросок захватом двух ног не единственный прием, в котором используется воздействие на тазобедренный сустав, весьма уязвимое место на человеческом теле. Воздействие на него является основой для целого куста бросков. Другой «слабинкой» человеческого тела, которой рекомендует пользоваться Танака, является шея. Как уже сказано, основная масса приемов Фуни-рю использует воздействие именно на нее.
Помимо борцовских приемов, Фуни-рю активно использует технику, заимствованную из каратэ. Подчеркивается эффективность встречных ударов: когда твоя сила складывается с силой движения противника к тебе, попадание гарантирует нужный эффект — «отключение» оппонента. Удары руками напоминают боксерские, ибо наносятся с высоты плеча, но имеют свою специфику. Ударными формами рук являются кулаки и основания ладоней.
Жесткие блоки не используются. Вообще блоков, по мнению Танака, быть не должно: «блоки в моей системе используются для атаки, я рассматриваю их в качестве средства отклонения мешающих мне предметов, например, рук».
Удары ногами служат главным образом для сокращения дистанции и производятся обязательно в связке с ударами руками. Главные мишени — пах и место соединения бедренной кости с костью таза. После удара нога не возвращается в исходное положение, а ставится на пол впереди корпуса.