Сумо

Сумо

Древняя легенда связывает с сумо само существование современной японской нации на Японских островах. Согласно поверьям, бог Такамикадзути вступил в поединок с богом варваров. Благодаря его победе японцы получили право осесть на территории нынешнего острова Хонсю.

Японская «Повесть временных лет» упоминает в качестве первого соревнования по национальной борьбе поединок, состоявшийся в присутствии Императора в 230-м году до нашей эры по европейскому стилю. Номино Сукунэ из провинции Идзумо сокрушил своего противника ударом ногой по ребрам – приемом, который категорически запрещен в современном сумо.

Первые исторически достоверные сведения о сумо относятся к середине 7 века. Во втором месяце 642 года при дворе Императора состоялся борцовский турнир в честь корейского посла. С тех под эгидой Императора ежегодно устраивались соревнования, приуроченные к празднику окончания осенних полевых работ. Первые поединки имели не спортивное, а религиозное значение. Они сопровождались ритуальными танцами, молитвами и театральными представлениями на религиозную тематику. Техника сумо не отличалась утонченностью: борцовские броски и захваты сочетались с элементами бокса, а запрещенных приемов практически не было.

Основные правила сумо и система судейства складываются в эпоху Хэйан (794-1185 гг.). Борцам категорически запрещается хватать соперника за волосы, пинать ногами и бить кулаками в голову. Одеянием богатыря становится набедренная повязка.

По мере усиления воинского сословия и ослабления власти Императора роль сумо серьезно изменяется. Турниры утрачивают религиозное значение и проводятся все реже. В эпохи Камакура и Муромати (1192-1573 гг.), когда Японию раздирают междоусобицы, приемы сумо отрабатываются для воспитания воина и применения в бою. О тех временах сегодня нам напоминают роскошные одеяния судей («гёдзи»).

Современное сумо берет свои истоки с периода Эдо (после 1603 года). В начале 17 века в Японии, истощенной продолжительными междоусобными войнами, установился мир. Создались благоприятные условия для торговли, усилился класс купцов. Новое могущественное сословие ищет новых развлечений. Излюбленным времяпрепровождением становится борьба сумо. Именно в эпоху Эдо окончательно оформилось около 70 канонических приемов (броски, подножки, подсечки, захваты, толчки и т.п.), утвердился ритуал, усовершенствовались правила соревнований, которые практически в неизменном виде дошли до наших дней.

В эпоху Эдо оформляется нынешняя борцовская иерархия, вводится звание великого чемпиона – йокодзуна. Первым к лику бессмертных причисляется Акаси Сиганосукэ.

В середине 18 века зарождается традиция ежегодного проведения двух борцовских турниров в Осака и Эдо (Токио).

Нелегкие времена национальная японская борьба пережила в период Реставрации Мэйдзи. В 1868 году произошло открытие изолированной на протяжении тысячелетий от мира страны, и в Японию, вместе с заморскими товарами, проникли новые развлечения. Новая буржуазия объявила сумо пережитком феодализма и начала гонения на «ретроградов». Лишившись поддержки меценатов, богатыри вынуждены были зарабатывать на рис занятиями, далекими от своего истинного призвания. Пожарная команда, набранная из 50 сумотори, прославилась на всю Японию.

Спасти национальную борьбу от забвения помогли любовь простого народа и личная поддержка Императора. Турниры вскоре возобновились, и соревнования уже не прерывались даже во время мировых войн.

Несмотря на удивительную красоту церемоний и внешних аксессуаров, все же главное для зрителей — увидеть выступления сильнейших спортсменов. Хотя непосредственно сама борьба длится, как правило, не более полуминуты, поединок рикиси (прежде всего психологический) занимает намного больше времени.

Сумоисты занимают места возле арены за несколько минут до начала своего поединка. Таким образом, они имеют возможность наблюдать за встречей других борцов. Подходит время – и йобидаси («зазывала») приглашает участников схватки на дохё. Протяжные и распевные объявления звучат примерно так: «Восток представляет озэки Кайо; Запад представляет сэкивакэ Ваканосато». Благодаря своей актерской подготовке йобидаси вполне мог бы выступать на сцене театра Кабуки.

Рикиси поднимаются на помост. Одеты они уже не в праздничные пояса, а в обычные маваси, шелковые пояса длиной около 9 метров и шириной около 60 сантиметров, которые обматываются вокруг тела борца от 4 до 7 раз (в зависимости от объема талии). Маваси одноцветны, но цвет своего пояса сумотори волен выбирать сам. Многие борцы суеверны, и нередко в начале нового басё можно увидеть, что маваси, не принесший удачи своему обладателю в ходе прошлого турнира, уступает место новому фавориту. Перед маваси украшают декоративные струны (или стрелы). Никакой роли в борьбе они не играют, так что после завершения схватки сумоист может остаться как со струнами, так и без них. Второй случай может свидетельствовать только о более напряженном характере борьбы. Волосы рикиси собраны в пучок на макушке. Это одновременно и дань традиции эпохи Эдо, и способ защитить голову спортсмена от травмы в случае серьезного падения. Прическа борца макуути и дзюрё намного пышнее прически борца низших категорий. Прежде чем придать своему облику законченный самурайский облик, сумотори должен отращивать волосы не менее года. Так что борец, стремительно врывающийся в борцовскую элиту (это случалось с рикиси Мусояма, Миябияма и Котомицуки), рискует оказаться в сложном положении, когда его не совсем солидный облик не будет соответствовать торжественной атмосфере различного рода церемоний.

После выхода на дохё сумотори должен прополоскать рот водой и обтереться бумажным полотенцем. Как правило, воду готовящемуся к поединку борцу преподносит в деревянном ковшике другой рикиси, но только не сумоист, поверженный в предыдущей схватке (это плохая примета!) Полоскание рта помогает рикиси очиститься от дурных мыслей. Продолжением ритуала является разбрасывание соли. С древних времен соль в Японии считается символом чистоты. Спортсмены зачерпывают из специального ящика по пригоршне соли и кидают ее на дохё. Такая процедура повторяется несколько раз. Бросая соль, рикиси не только изгоняет злых духов и демонстрирует намерение бороться честно, но и настраивается на поединок. Кроме того, хорошо удобренный солью дохё — гарантия того, что в случае травмы в кровь борца не попадет инфекция.

Сумотори по-разному относятся к исполнению священного ритуала. Йокодзуна Ваканохана, например, разбрасывал соль по арене небольшими щепотками, пробуя специю на вкус. А 180-килограммовый Митоидзуми наполнял свою гигантскую ладонь до верху и изо всей силы запускал оставляющий белый шлейф порошок в небо, после чего нещадно хлестал себя обеими руками по щекам. Как признается борец, таким образом он расслаблялся. За 15 турнирных дней Митоидзуми расходовал около 9 килограммов соли. А всего – даже несмотря на то, что разбрасывать соль разрешается только рикиси старше макусита, — за год в воздух над дохё взлетает более 4,200 тонн соли (столько, сколько потребляют 1050 японских семей). После второй мировой войны бедная Япония, конечно, не могла позволять себе такого расточительства, поэтому в течение нескольких лет для разгона злых духов бросался песок.

На помосте участники поединка повторяют ритуал, совершаемый йокодзуна перед началом соревнований (хлопают в ладоши, разводят в стороны руки и притопывают). Магические действия напоминают разминку. В это время на арене могут появиться йобидаси со специальными свитками. Появление свитка перед зрителями свидетельствует о том, что кто-то из спонсоров выделяет награду для победителя поединка. Общую сумму призовых определить нетрудно: один свиток – это 60 тысяч иен (около 550 долларов). Правда, по окончании схватки победитель получит в конверте ровно половину (вторая половина уйдет на уплату налогов и прочих сборов). Спонсоры не очень щедры и жалуют обычно только поединки самых знаменитых сумотори. Но решающие схватки собирают иногда более 20 свитков.

Прежде чем броситься на противника, борец не только должен сам коснуться кулаками земли, но и дождаться того же жеста от соперника. Если атлет преждевременно срывается с места, гёдзи обязан сделать ему замечание. Количество фальстартов не ограничено.

Чрезвычайно важно, какое положение сумеет занять рикиси непосредственно перед схваткой и насколько удачно он сможет скоординироваться. Татиай (стартовый рывок) очень часто предрешает исход поединка. Даже если удачно ринувшемуся в бой сумотори не удается сразу бросить на землю или вытолкнуть за пределы арены зазевавшегося противника, он может удобно захватить «вражеский» пояс, что, скорее всего, принесет дивиденды в ходе схватки.

Когда один из соперников повержен, гёдзи протягивает оригинальный веер – гумбай — в восточную или западную сторону, указывая на место, с которого принимал бой победитель. Определить исход поединка не всегда просто. Для того чтобы уточнить, кто из борцов коснулся земли или покинул арену раньше, может созываться моноий (собрание с участием гёдзи и пятерых судей, находящихся за пределами дохё). В случае если они не приходят к единому мнению (даже после просмотра видеозаписи), может быть назначен дополнительный поединок.

После завершения схватки счастливый, но не показывающий своих чувств победитель садится на корточки. К нему приближается гёдзи и, произнося имя выигравшего схватку борца, протягивает в сторону триумфатора гумбай.

В это же время победитель получает в конверте денежный приз (если таковой имеется). В знак благодарности он рисует правой рукой в воздухе иероглиф, обозначающий сердце.

Теперь, с чувством исполненного долга, одержавший победу спортсмен берет в руки деревянный ковшик и наполняет его водой, которой будет полоскать рот участник следующего поединка.