Рюэй-рю каратэ
Этот достаточно малоизвестный стиль появился на Окинаве в 1870-1880 годах. Его представлял Накаима Норисато (1850-1927), который изучал цюань-шу в Китае.
Накаима родился в Кумэ, Наха, в богатой семье и получил хорошее образование. Боевые искусства начал изучать дома, а в возрасте 19 лет поехал в Фучжоу, Китай. Там он познакомился с мастером Ру Ру Ко и через несколько лет получил диплом об окончании его школы.
После возвращения на Окинаву, Норисато обучал только своего сына Кэнтю, а тот, в свою очередь, своего сына — Накаима Кэнко (1911 -1990). Кэнко также учился у Ябу Кэнцу и Осиро Чодзо. Долгое время эта школа была закрытой, неукоснительно соблюдались принципы монгай фусюцу (невынос знаний за ворота додзе) и исси содэн (передача традиции лишь одному из сыновей). Даже о самом факте ее существования мало кто знал.
В 1971 году, в возрасте 60 лет, Накаима понял, что в современном мире отпала необходимость держать в секрете семейную боевую систему, набрал группу учеников из 20 школьных учитилей и дал своему стилю название — Рюэй-Рю (Школа самообороны Рю).
В Рюэй-Рю не поощряется жесткость. По словам Накаимы тело бойца должно быть мягким и гибким, всю энергию нужно фокусировать только в момент удара. Высшая ступень познания ката: это такое исполнение, когда кажется, что боец совсем не использует силу.
В этом стиле равное внимание уделяется и бою голыми руками, и работе с традиционным окинавским оружием. В бою голыми руками важное место занимает спарринг с реальными ударами. Мастер Накаима говорил: «Соревнования без жесткого контакта абсолютно нереалистичны. То, что делают в некоторых японских стилях просто смешно: там главное — обозначить удар, независимо от того, обладает ли он мощью, сохраняется ли при этом устойчивое положение атакующего. С такими правилами могут побеждать те, кто слабее, а не сильнее».
Один из учеников мастера Накаима, — мастер 7 дан, Сакумото Цугуо вспоминает:
«Когда я пришел к учителю в первый раз, у него еще не было своего додзе. Мы тренировались на улице или на пляже, нередко поздним вечером, либо ночью. Тем не менее, стать его учеником было трудно. Без рекомендации двух-трех уважаемых им людей об этом нечего было и мечтать. Он учил истинному боевому искусству, борьбе на грани жизни и смерти. При подборе учеников для мастера Кэнко главным было состояние их психики, а не тела…
Его лозунгом было «Ничего лишнего!» Ни движений, ни слов, ни мыслей. Он говорил: «Даже если ты уже можешь убивать одним движением, оставайся скромным, не думай, что ты самый-самый…»
Ката, практикуемые в этом стиле, следующие: Анан, Нисэйси, Охан, Пайхо, Пайку, Пайчу, Сантин, Сансэру, Сэйсан, Сэюнчин, Хэйку.