Таньтуй (Tan Tui)
Таньтуй — «пружинная нога». Это — отдельное направление традиционного ушу. В системе Тунбэй рассматривается как подготовительный ученический комплекс из 10 дорожке (таолу).
По характеру движений и по своему происхождению относится к одному из мусульманских стилей пигуа. Здесь представлены многие моменты техники Тунбэй: взрывы ногами (тэнто), чередование фаз «открытий» и «закрытий». Движения происходят по прямой линии, причем каждая дорожка выполняется зеркально. Стойки жесткие, тщательно выверенные.
Техника рук сходна с работой рук в пигуа: есть «рубящие» и «подвешивающие» удары, двойные «раскрутки» и «сводящие» блоки.
Основным в ударах ногами является таньтуй («пружинная нога»), однако в комплексы включены и другие техники: дэнтуй («наступающий удар»), цэчуайтуй (боковой), юаньян (удар «утки-мандаринки») и др.
История стиля и его развитие
История создания стиля Таньтуй уходит вглубь веков. Каждая из дошедших до наших дней легенд, по-видимому, лишь чуть приоткрывает тайну, но не дает полного ответа на вопрос: кто, где и когда создал его.
Как гласит первая из легенд, этот стиль был создан в буддийском монастыре Лун-Тань-су («Драконова Пучина») в северо-восточном Китае, провинция Шаньдун. Отсюда другое название стиля — «Пучинная нога». Один из монахов Хсун-Кун долго путешествовал по всему Китаю с целью выработать и создать систему боя из простых и эффективных приемов. Заимствовав наряду с другой техникой приемы борьбы у монахов северного Шаолиньского монастыря, он создал 12 комплексов (таолу), которые и легли в основу Таньтуй.
Другая легенда повествует о «великом и бессмертном рабе Кунь-Луне», который был ребенком привезен в Китай из Центральной Азии и совершил множество подвигов. Обладая удивительной мощью и силой, он помог своему молодому господину соединиться с чудесной девушкой, для чего преодолел 10 высоких стен и перенес влюбленных «с легкостью пушинки и быстротой орла».
В рассказе, приписываемом Фэн-Ен-Чи, под названием «Мо Кунь-Лун-Чунь» («Черный боец») говорится, что знаменитый герой и боец Кунь-Лун, основатель нового стиля, уже при рождении, обладая железными мускулами, имел густые брови и темный цвет кожи и был мусульманином по происхождению. Видимо отсюда, одна из разновидностей стиля Таньтуй названа мусульманским кулаком. Он широко распространен среди китайских мусульман — дунган и содержит 10 комплексов (таолу), для которых характерны высокие удары ногами.
Следует отметить, что одна из техник стиля Таньтуй, известная в России как «12 — связочная школа Западного дракона» (ее популяризатором в 80-х годах был московский мастер Валерий Кимович Гусев), является исключительно содержательной и интересной в прикладном аспекте. Именно поэтому она входит наряду с 10 — связочной (мусульманской) в обязательную программу Межрегиональной Федерации традиционного ушу и саньда.
Существуют и другие версии относительно происхождения Таньтуй. В Китае придерживаются, в основном, первой легенды.
Разные стили Таньтуй имеют много общего и в характере движений, и в терминологии, что указывает на одну общую для них основу. В некоторых школах традиционного ушу (и, в частности,в системе Ма Фэнту — Тунбэй) комплексы Таньтуй вводятся как подготовительные (базовые) на первых этапах обучения и представляют собой модификации техники Таньтуй в соответствии с особенностями этих школ.
Следует отметить, что в 20-30 годы нашего века с созданием Ассоциации физической культуры в Китае стиль Таньтуй получил широкое признание. Основными мастерами, пропагандирующими этот стиль были Чао Лин Хои его младший брат Чао Лин Чен. Были опубликованы серии упражнений, которые затем включались в программу уроков физ-культуры в школах Китая.
Ведущими мастерами неоднократно указывалось на значительный общеоздоравливающий эффект от упражнений Таньтуй.
Впоследствии, в результате «культурной революции» в Китае многие школы ушу были уничтожены, традиции забыты и знания утеряны. Только отдельные народные школы продолжали тайно существовать; некоторые мастера ушу продолжали занятия за пределами Китая на Тайване, в США и других странах. В настоящее время возрождение всех сторон культурной жизни в Китайской Народной Республике привело к восстановлению ряда народных школ и созданию общегосударственной системы изучения и развития традиционного ушу.