Цайлифо (Сhoy Lee Fut)
Цайлифо-Цюань или Чойлифут — это один из широко известных стилей ушу.
Однако за пределами КНР распространен не пекинский, а кантонский вариант названия стиля — чойлифут. Создатели стиля считается Чэнь Хэн (1805-1875), выходец из уезда Синьхуэй провинции Гуандун. Как гласят семейные хроники. Чэнь начал заниматься ушу у своего отца, Чэнь Юаньху — по стилю фоцзя-цюань — «Стиль буддийской школы». Он считался «внутренним» стилем, так как немалый упор в обучении фоцзя-цюань делался на овладение специальными упражнениями, направленными на регуляцию энергии «ци» в организме. Здесь же Чэнь Хэн изучил принцип короткого резкого удара с подскоком — «пронзающего удара», который потом вошел важнейшей составной частью в цайли-фо-цюань.
Был еще один необычный для южных стилей элемент в фоцзя-цюань — он включал много ударов ногами и даже прыжков, в то время как знаменитые стили из той же провинции Гуандун, например, хунцзя-цюань, лицзя-цюань, практически вообще не имели в своем арсенале прыжков. Чэнь Хэн так увлекся изучением ушу, что вскоре стал считаться лучшим бойцом в округе. Ему даже предлагали самому начать преподавание. Однако смерть отца и разорение семьи заставили его уйти из родной деревни. В поисках заработка он объехал почти всю провинцию Гуандун, которая славилась своими мастерами ушу.
Наконец, судьба свела его с Ли Юшанем, которого за удивительную крепость тела прозвали Алмазный Ли. Сам Ли обучался у основателя стиля лицзя-цюань («Стиль семьи Ли), монаха Ли Янькая. Алмазный Ли первоначально с большой настороженностью отнесся к Чэню, так как не мог понять, зачем ему — уже неплохому знатоку ушу — вновь поступать в обучение. Но шесть лет совместных тренировок продемонстрировали Алмазному Ли чистоту намерений Чэнь Хэна, и суровый старец полностью передал ему технику школы, даже назвал своим преемником. Это было довольно необычно, так как Чэнь не принадлежал к семье Ли. Именно из лицзя-цюань пришли в стиль цайлифо мощные амплитудные удары предплечьями, размашистые удары кулаком наотмашь, а также большинство ударов ладонями.
В лицзя-цюань считается, что только ладонь обеспечивает достаточный энергетический выброс. В этом стиле распространена поговорка, что «один удар ладонью побивает три удара кулаком». Через шесть лет обучения Алмазный Ли сам отвел своего последователя к другому известному учителю, жившему в том же уезде Синхуэй, монаху Цай Фу. Стиль, который он преподавал, назывался цайцзя-цюань — «стиль семьи Цай».
Цайцзя-цюань отличается длинными ударами предплечий и низкими, растянутыми стойками, в этом он похож на лицзя-цюань. В момент удара предплечьем рука почти полностью распрямлялась в локте и предплечье било наотмашь, сметая противника, словно дубина, что и называлось «длинное предплечье».
Вместе с тем, школа цайцзя под влиянием местных боевых традиций начала использовать и короткие прямые удары с ближней дистанции, а защиту от ударов ногами и руками бойцы выполняли за счет резкого удара локтем по атакующей конечности, что вело к ее перелому. Таким образом, Чэнь Хэн овладел тремя стилями — фоцзя-цюань, лицзя-цюань и цайцзя-цюань, причем по всем трем он считался преемником школы.
Его слава достигла таких высот, что уже в молодом возрасте императорским указом он был назначен на должность старшего инструктора местных войск по ушу, должность по тем временам весьма почетную. В процессе преподавания Чэнь Хэн значительно переработал стили, которые постиг. Его детище, названное цайли-фо-цюань («чойлифут» на кантонском диалекте) в память о трех школах в которых он обучался, стало не простым механическим объединением многочисленных приемов, но цельным, самостоятельным стилем, который значительно превосходил по своей эффективности всех своих предшественников. Всего существуют 49 основных комплексов по стилю, в том числе парных, с оружием, с так называемым «тайным оружием», комплексы воздействия на болевые точки и т.д.
Все они подразделены на три большие группы, которые и составляют три этапа обучения.
На первом этапе в составе комплексов изучают базовые принципы передвижений, основные удары, позиции, схемы коротких связок, характеризующих способы ведения поединка в цайлифо-цюань.
Второй («средний») этап составляют более сложные комплексы, требующие прекрасной ориентации в пространстве, хорошей физической и психологической подготовки. Большинство из них по своей геометрии движений связаны с триграммами и гексаграммами знаменитой «Книги перемен» — «И-цзин».
Третий этап обычно называют «высшим» или «тайным», так как к нему допускают только ближайших учеников руководителя школы, или членов семьи мастера. На этом этапе они, помимо комплексов, изучают принципы психологического воздействия на противника и работу с небольшими подручными предметами, например, с палочками для еды и короткой веревкой. Так или иначе, все технические комплексы сводят к двум большим разделам — комплексам базовой технической подготовки, на основе которых вырабатывают навыки передвижений и ударов, и комплексам зверей, требующим сознательной концентрации на образе животного, его манере вести бой, передвигаться и т. д.
Необходимо не столько имитировать повадки зверя, сколько воспроизводить его внутреннее состояние — ярость тигра, изворотливость журавля, хладнокровие и быстроту змеи и т.д. Цайлифо-цюань традиционно связан с образами двух животных — могучего быстрого барса и гибкой змеи. Барс символизирует собой светлое, сильное, жесткое начало ян, змея — податливое, темное, мягкое начало инь. Таким образом, на сочетании инь и ян, мягкого и жесткого, прямой и круговой атаки и строится цайлифо-цюань. Цайлифо-цюань в противоположность большинству южных стилей в равной степени сочетает мягкие и жесткие движения, короткие и длинные удары. К тому же он включает много ударов ногами, подсечек, зацепов, ударов ногами в прыжках, подскоков, что резко выделяет его из всей плеяды южных стилей.
Перечислим некоторые основные комплексы цайлифо-цюань:
Комплексы начального уровня:
цзомашэн («Переходы в позициях»);сымэньцяо («Мосты четырех врат»);сяомэйхуа («Малый комплекс цветка сливы»);цзехуцюань («Кулак стремительного тигра»);сяо бянъхуцюанъ («Малый комплекс барса и змеи»).
Комплексы среднего уровня:
пинцюань («Кулак спокойствия»);коуда («Разбивающие удары»);багуасинь («Сердце восьми триграмм»);мэйхуа багуа («Восемь триграмм цветка ел ивы»).
Комплексы высшего уровня включают много имитационных таолу:
хуцюань («Кулак тигра»);шэцюань («Кулак змеи»);шицюань («Кулак льва»);усин («Пять форм животных»);шисин («Десять форм животных»);цзуй басянъ («Восемь пьяных небожителей»);датин багуа («Достигать чертога восьми триграмм»);фочжан («Ладонь Будды») и другие.
Обучение в школе цайлифо-цюань отличается от того, к которому привыкли западные последователи боевых искусств, когда изучают сначала стойки, потом отдельно удары руками и ногами, затем из них составляют короткие связки, потом комплексы. В цайлифо на основе двух-трех основных комплексов разбирается не только весь базовый арсенал техники, но и методы дыхания, психоконцентрации, работы взгляда и т.д.
Поэтому относительно несложные комплексы в двадцать-тридцать движений изучают в течение двух-трех лет. Каждому уровню обучения соответствуют свои базовые комплексы.