Верный «Милану»
Франко Барези
Недавно в Москве побывал легендарный игрок «Милана» и сборной Италии Франко Барези. Он приехал как «лицо» (testimonial) миланского клуба, представляющего его в Италии и мире. Поводом для этого явилась первая совместная акция московского «Спартака» и «Милана», организованная при содействии крупнейшего итальянского банка Intesa Sanpaolo. В Лужниках для московских ребят детского футбольного лагеря прошёл мастер-класс под руководством итальянских тренеров. После недели интересных занятий лучшие из юных дарований получили призы из рук самого Барези, который в свои 50 лет остаётся стройным и подтянутым. Не было отбоя от желающих сфотографироваться с легендой мирового футбола, на встречу с ним пришли также члены московского фан-клуба «Милана», а коллеги-журналисты засыпали его множеством вопросов. Автор этих строк помогал Франко Барези в общении с ними, а затем сопровождал его на прогулке по городу. Разумеется, мы больше говорили о футболе, но от внимания гостя не ускользало и всё то интересное, что он видел вокруг.
Но прежде вспомним о начале его славной карьеры. Франко (Франкино по паспорту) Барези родился 8 мая 1960 года в небольшом селении Травальято под Брешией, недалеко от Милана. Играл в футбол вместе со старшим братом – Джузеппе. Однажды их увидел тренер Гуидо Сеттембрино. Он порекомендовал братьев в юношеский состав «Интера». Селекционеры миланского клуба остановили свой выбор на Джузеппе Барези, ставшем одним из самых надёжных защитников клубной команды и сборной Италии. А Франко нашли «слишком хрупким, физически слабым и неперспективным». Тогда тот же Сеттембрино стал устраивать 15-летнего парня в «Милан», но тот лишь с третьей попытки попал в юношеский состав клуба. Так началась более чем двадцатилетняя игровая карьера Франко Барези, или Барези-II, в одном клубе.
В серии А он дебютировал 23 апреля 1978 года, когда тренер Нильс Лидхольм поручил юному защитнику ответственную роль «либеро» — свободного защитника. А раскрылся он уже в следующем сезоне, играя вместе с такими личностями, как Джанни Ривера и Фабио Капелло. «Милан» после одиннадцатилетнего перерыва вновь завоевал скудетто, а его игроки получили право ношения звездочки на футболке, которой удостаивается команда, одержавшая 10 побед в чемпионате. Молодой либеро попал в поле зрения тренера сборной Италии Энцо Беарзота, пригласившего его вначале на сборы перед ЧЕ-1980, а затем в состав команды, отправившейся на ЧМ-1982. Барези должен был подменять Гаэтано Ширеа, но лучший либеро в кальчо сыграл в Испании безупречно.
Великий капитан
В итоге произошёл уникальный случай: Франко Барези, не сыгравший до этого ни одного матча за национальную команду, получил звание чемпиона мира. А его дебют в сборной состоялся только в декабре 1982 года во Флоренции, когда «скуадра адзурра» сыграла вничью с румынами (0:0) в рамках отборочного турнира к следующему чемпионату Европы. Тогда же, в 22 года, Барези стал капитаном «Милана», но команда довольно долго не могла прийти в себя после пребывания в серии В. Затянулся и процесс смены поколений, пока не появился тренер Арриго Сакки.
Период триумфа
Франко, вы в который раз посещаете Москву?
— Это мой второй приезд сюда. Однако от первого посещения у меня остались лишь смутные воспоминания, и я даже не помню, в какой гостинице мы останавливались. Тогда, в октябре 1991 года, я приехал в Москву вместе с нашей сборной на решающий отборочный матч чемпионата Европы. Увы, игра закончилась нулевой ничьей, и это означало, что мы вылетели, а сборная СССР вышла в финальную часть. Но всё же больше мне запомнилась ваша команда образца 1988 года, с которой мы играли в полуфинале чемпионата Европы. Имея такого великого тренера, как Валерий Лобановский, она поразила нас своей мощью, организованностью, динамикой движения.
Добавим, что в феврале того же года «скуадра адзурра» провела товарищеский матч со сборной СССР в Бари и выиграла его с внушительным счетом — 4:1. Та игра имеет для Барези особое значение не только из-за ее результата, но также потому, что он тогда забил свой единственный мяч за итальянскую сборную, хотя провел в ее составе 81 матч. Он поразил ворота Рината Дасаева на первых минутах игры с одиннадцатиметровой отметки — роль пенальтиста Барези исполнял как в клубе, так и в сборной. В официальных матчах за «Милан» (включая чемпионат, Кубок Италии и еврокубки) он провел 33 гола и 21 из них — с пенальти. Но Франко Барези, как и Риккардо Ферри из «Интера», обладает и антирекордом: в матчах чемпионата Италии оба защитника забили в собственные ворота по восемь мячей.
Вы 20 лет играли за «Милан» и завоевали вместе с клубом множество титулов в Италии и международном футболе. Можете ли выделить сезон, оставивший у вас наиболее яркие воспоминания?
— Конечно, это был сезон-1987/88, когда после девятилетнего перерыва мы вновь завоевали скудетто. И не просто завоевали, а под руководством Арриго Сакки показали совершенно новую игру. Если хотите, то была революция в футболе. А дальше последовали наши победы в Суперкубке Италии и по два раза — в Кубке европейских чемпионов, Суперкубке Европы и Межконтинентальном кубке.
А что потом, по-вашему, случилось с Сакки? Ведь он довольно рано перестал тренировать…
— Да, он прекрасно начинал, и мы ему многим обязаны. Но, будучи целеустремленным и настойчивым в достижении поставленной задачи, он, на мой взгляд, слишком сосредоточился только на одном — на своем первом опыте в постановке новой игры. В кальчо, где огромное внимание уделяется тактике, нельзя оставаться прикованным лишь к одной игровой модели, а надо постоянно совершенствоваться.
Помнится, в итальянских справочниках и энциклопедиях начала 1990-х годов Франко Барези называли либеро, который был непременным элементом в системе «катеначчо». Как вы определяете своё амплуа?
— Вначале так оно и было, но с приходом Сакки и внедрением системы 4+4+2 я стал сдвигаться ближе к другому центральному защитнику. Всё же и тогда при подстраховке партнёров по обороне мне чаще, чем другим моим товарищам, приходилось последним исправлять наши общие огрехи. Но сейчас было бы некорректно говорить о катеначчо, которое осталось в прошлом, однако система «игры по-итальянски» предполагает, конечно, надёжную защиту.
Кто вам доставлял наибольшие проблемы в игре?
— Об этом можно рассказывать долго, но назову лишь одно имя — Диего Марадона, игравший тогда за «Наполи». Когда он шёл на тебя один на один, шансов остановить его почти не было. Однако нас, итальянских защитников, выручала хорошо отработанная подстраховка.
Марадона vs Барези
Когда вы начинали свой путь в футболе, кто из защитников прошлого был для вас идеалом? Быть может, Червато, Мальдини-старший или кто-то из состава «Милана» эпохи Гре–Но–Ли?
— Ну что вы! Когда они были на пике карьеры, я ещё не родился. Для нас, молодых защитников, образцом игры в обороне был Гаэтано Ширеа, либеро сборной и «Ювентуса», чемпион мира 1982 года. И, на мой взгляд, тогда у нас была лучшая национальная команда за все годы её выступлений.
Чем особенно должен отличаться классный защитник?
— Помимо хорошей выучки, физической и тактической готовности огромное значение для игрока обороны имеет концентрация. Во время игры нельзя ни на минуту расслабляться, надо быть всегда готовым к неожиданным ходам соперника. Посмотрите, например, что произошло на ЧМ-2010 с игроками из африканских команд. Они физически мощны, обладают отменной скоростью, тактически грамотны. Но в какой-то момент их подводит отсутствие концентрации, и команда проваливается.
Шипы и розы
Раз уж вы коснулись чемпионата мира, я последую примеру коллег и повторю вопрос о причине неудачи итальянской сборной…
— Конечно, все мы в Италии разочарованы тем, что произошло в ЮАР. В принципе, «скуадра адзурра» вполне могла выйти из группы и пойти дальше. В ее составе были опытные игроки, командой руководил маститый тренер Марчелло Липпи. Но футбол есть футбол. Малейшая растерянность — и ты выпадаешь из игры! Наверное, команда совершила и некоторые тактические промахи. Однако я не стал бы упрекать Липпи за то, что он включил в команду якобы не тех игроков. Он взял с собой футболистов, которые могли реально принести пользу, а других и не было, и вряд ли одна-две замены изменили бы суть дела. Беда в том, что из-за большого числа легионеров в Серии А очень медленно зреют свои молодые таланты. К примеру, раньше основу сборной составляли игроки, выступавшие за лидеров чемпионата Италии. А теперь возьмите ведущие команды минувшего чемпионата. «Интер», по понятным причинам, вообще никого не делегировал в сборную, хотя я очень рад за своего брата Джузеппе — помощника Жозе Моуринью, особенно в связи с их победой в Лиге чемпионов. «Рому» в ЮАР представлял Де Росси, а «Милан» — Дзамбротта, Гаттузо и травмированный Пирло. Причину поражения нашей сборной я вижу, прежде всего, в недостатке классных игроков. У Липпи был весьма ограниченный выбор, и он это прекрасно понимал и взял на себя всю ответственность за случившееся. Кстати, я слышал, что у вас в России введен лимит на легионеров, и это должно способствовать росту своих игроков.
Кстати, о «Милане». Хотелось бы услышать ваше мнение относительно одного деликатного момента из его истории конца 1990-х годов. После победы в чемпионате-1995/96, когда команду тренировал Фабио Капелло, в следующих двух сезонах она осела в середине турнирной таблицы, и к тому же вы в 1997 году закончили игровую карьеру. Затем команду возглавил Альберто Дэаккерони, использовавший систему 3-4-3, — и «Милан» вернул себе «скудетто». Можно ли сказать, что решающую роль в этом сыграла как раз тактика?
— Да, я согласен с этим, особенно когда тактическая схема строится с учетом имеющихся в команде игроков.
Что можете сказать о подготовке «Милана» к предстоящему сезону?
— Известно, что в клубе появился новый наставник — Массимильяно Аллегри, молодой и перспективный тренер. Он заменил Леонардо, который покинул «Милан», хочу подчеркнуть, по собственному желанию. Как и прежде, команда собирается в нашем тренировочном центре «Мипанелло» (начиная с 20 июля. — Ред.), а потом отправится в США, где сыграет один матч в Детройте. Наверняка до конца трансферного окна будут приобретены новые игроки, а в конце августа стартует чемпионат страны.
Видите ли вы среди игроков клубов Серии А защитников, могущих влиться в
состав новой сборной Италии?
— Такие игроки, конечно, есть — к примеру, Леонардо Бонуччи и Андреа Раноккья из «Бари», Сальваторе Боккетти из «Дженоа». Столпом обороны сборной должен остаться Джордже Кьеллини. Что касается других линий, то не сказал еще последнего слова Андреа Пирло, а опыт и мастерство Джанлуиджи Буффона говорит сами за себя. Впрочем, многообещающая молодежь подрастает и у нас в «Милане». Знаю это по собственному опыту, поскольку я еще недавно тренировал наши молодежные команды.
Скажите, пожалуйста, какой вопрос чаще всего вам задают журналисты?
— Здесь часто интересуются моим мнением о российских игроках, и я вспоминаю в первую очередь тех, с кем приходилось встречаться в Италии, — Заварова, Алейникова, Колыванова, Шалимова… Сейчас мне нравится игра Аршавина, выступающего за английский «Арсенал». Спрашивают также о том, что я думаю о работе Лучано Спаллетти в «Зените», и я отвечаю, что надо как можно активнее развивать обмен опытом между футболом двух стран. Что касается возможности появления в России известных итальянских футболистов, буду короток: «А вы пытались пригласить Гаттузо?» (Хитро улыбается). В других же странах, куда бы я ни поехал, слышу одно и то же: почему и не забил пенальти в финале чемпионата мира 1994 года в ворота сборной Бразилии? (Смеется.) Что ж, раз на раз не приходится. Тогда же не забил и Роберто Баджо (По теме: Роберто Баджо: «Тот пенальти я бил еще много раз» (Интервью + ФОТО + ВИДЕО), — прим. ред.). Но я не стал бы говорить о какой-то тенденции. Ведь на предыдущем чемпионате в Италии в 1990 году, когда была назначена серии пенальти в полуфинале против сборной Аргентины, мы оба забили.
ЧМ — 1994
Заметим, что после этих двух турниров Франке Барези оформил полный комплект медалей на чемпионатах мира («золото»-1982, «серебро»-1994 и «бронза»-1990). Но fortuna nera («черная фортуна») с незабитыми пенальти у сборной Италии продолжалась, и в четвертьфинале ЧМ-1998 сна проиграла очередную серию одиннадцатиметровых французам — будущим чемпионам мира. И только в 2006 году «скуадра адзурра» освободилась наконец от кошмара с пенальти и в финале ЧМ взяла реванш у сборной Франции.
Наверное, вы помните жару, при которой проходил чемпионат в США?
— Если вспоминать игры того чемпионата в дневное время и при неимоверной влажности, сегодняшняя 30-градусная жара в Москве кажется прохладой.
Когда мы вновь сможем увидеть вас в Москве?
— Трудно сказать. Однако если наше сотрудничество со «Спартаком» по линии развития детского футбола будет продолжаться, то наверняка сюда приедет кто-то из представителей «Милана». Если не я, то мои бывшие партнеры по команде — например, Даниэле Массаро или Филиппе Галли, ныне работающие в клубе. Но я на всякий случай бросаю на счастье монету на «нулевой километр».
После этого мы с Франко Барези идем на Красную площадь, у входа он с удивлением замечает «Ленина» и «Сталина». Франко заглядывает в часовню в честь Иверской Богоматери, любуется Казанским собором и его иконостасом, внимательно прислушивается к церковным песнопениям. Его поражает великолепие собора Василия Блаженного, а мерлоны на стенах Московского Кремля напоминают ему зубцы на стенах миланского замка Сфорца. Ведь их строили северо-итальянские архитекторы одной и той же школы. Тогда, свыше пяти веков назад, Москва и Милан положили начало реальному сотрудничеству, а теперь города объединяет еще и футбол.
Гамэр Баутдинов, еженедельник «Футбол».