Чужой
Жозе Моуринью
Итальянская тренерская школа – одна из сильнейших в мире. С давних времен это был практически закрытый «клуб», куда чужакам вход был попросту заказан, особенно с парадного подъезда. Да, в серии А были, есть и будут тренеры-иностранцы, но все они начинали отнюдь не с клуба –чемпиона. Большинство из них и иностранцами то не назовешь – настолько они пропитались культурой и духом Италии. Многих можно вспомнить. Это и Свен Горан Эриксон, который до своего большого успеха с «Лацио» проработал в Италии много лет, познал величайшую неудачу с «Ромой», тренировал «Фиорентину» и по кирпичику выстраивал симпатичную «Сампдорию», это и Зденек Земан, который ничего не выиграл, но вписал свое имя в историю кальчо, как создатель оригинальных тактических построений, и Вуядин Бошков, начавший в Италии со скромного «Асколи». К этой же группе можно отнести и Мирча Луческу, который до своего шанса в «Интере», тренировал «Брешию» и «Реджину», а также Оскара Табареса, которого Сильвио Берлускони тоже не на помойке нашел – уругваец весьма неплохо работал с «Кальяри». Иногда, звали иностранцев совсем без опыта работы в Италии, да еще сразу в большой клуб. Заканчивалось это, как правило, не самым лучшим образом. Не смог слепить команду-чемпиона Рой Ходжсон, в шаге от триумфа был и Эктор Купер, но так успеха и не познавший. Отдельно стоит сказать про Руди Феллера, который совсем недолго тренировал «Рому», и ничего хорошего из этого тоже не получилось. Из крайне неудачных примеров можно вспомнить еще Дэвида Платта. Но и Феллер и Платт – были связаны с «Ромой» и «Сампдорией» своей прошлой карьерой футболистов.
По теме:
Моур сделал свое дело… Моур может уходить (Превью к финалу Лиги Чемпионов)
Как учил Жозе (Статья)
Анчелотти vs Моуринью (Статья)
Особенный (Статья)
«TOP-INSULT» от «Великого и Могущественного»
Язык мой — враг мой! Хит-парад высказываний Жозе Моуринью
«Я не дурак» или Новогоднее поздравление от Жозе (Интервью)
Таким образом, путь тренера-иностранца в Италии не должен начинаться с клуба –чемпиона, нужно начинать работать с «низов», привыкать к стране, к тактике, к футболу. Тогда – будет успех, может быть. Это стало, чуть ли не железным правилом, аксиомой. Так было до приезда в Италию Жозе Моуринью.
Моуринью был, кажется, создан для итальянского футбола. Тем не менее, его путь к вершине не был усыпан розами. Дело в том, что он пришел в команду-чемпион, более того, «Интер» был чемпионом практически безальтернативным. Роберто Манчини так наловчился, так «надрессировал» свою дружину, что она опустошала поля Италии, словно орда кочевников мирную деревню. А грустные аналитики уже к зиме дружно признавали, что «Интер» – снова всех победил. Но аппетит, как известно, появляется во время еды, и локальные успехи перестали устраивать хозяина «Интера», Массимо Моратти. Он всю свою жизнь был одержим идеей вернуть команде славу, к которой когда то приложил руку его легендарный отец. А это значит только одно – нужна была Лига чемпионов. Во что бы то ни стало. И если бы Манчини был к этой цели близок, он бы работал с командой до сих пор, но все было ровно наоборот. Чем успешнее играли черно-синие в Италии, тем быстрее они вылетали из Лиги. В этой ситуации для Моратти был один выход – позвать топ-тренера, который уже выигрывал эту самую Лигу. И тут очень удачно подвернулся Моуринью, который к этому моменту потерял работу в «Челси».
Перестройка на ходу
Говорят, что первый сезон Моуринью привыкал к «Интеру» и к Италии. Категорически с этим не согласен. Всем бы так «привыкать». Он сразу начал работать и делал это весьма эффективно. Были сделаны два больших дела. Во-первых, выиграно скудетто. Представляю, какую бы травлю устроили португальцу, если бы он упустил чемпионство. Во-вторых, началась реальная перестройка командной игры, общий смысл которой был в том, чтобы сделать на поле главным только одного человека – самого Моуринью. Чтобы решать большую задачу, требовалось максимально подчинить команду себе, а это быстро сделать невозможно.
Тем не менее, в 2009-м году «Интер» попытался предстать и в Лиге чемпионов другой командой. В играх с «Манчестером» черно-синие выглядели весьма достойно. Им бы тогда чуточку удачи, исход противостояние мог быть совсем иным. Знающие люди тогда говорили, что «Интер» если и уступал команде Фергюссона, то совсем немного. Но именно тогда Моуринью окончательно понял, что со Златаном Ибрагимовичем невозможно решать серьезные задачи в плэй-офф. Швед может играть гениально, но только тогда, когда это у него получается. Никогда нельзя сказать заранее – провалит он игру или нет. А что-то среднее он выдавать просто неспособен.
Ибрагимович – футболист для «длинных дистанций». Но держать его в команде в этом качестве, это значит ставить себя в зависимость от его настроения и формы. Этого себе Моуринью позволить не мог. Именно поэтому Ибрагимович был обменян в «Барселону» в результате крайне выгодной сделки, пожалуй, самой лучшей сделки Массимо Моратти за последние десять лет. Самуэль Это’О тоже не подарок, но он обладал опытом игры в решающих играх, и, самое главное, не являлся игроком зависимым, он был способен решать сложные тактические задачи. При необходимости камерунец мог играть и на фланге, что он с успехом и делал в «Интере». Но это было еще не все, в «Дженоа» был куплен «ведущий актер провинциального театра», Диего Милито. Преимущество Милито в том, что он может играть, где скажут, как скажут и сколько скажут. Он мало говорит и много делает. Для Диего это ведь был последний шанс заиграть в большом клубе, последний шанс в жизни. Когда у человека на закате карьеры появляется такая возможность он, порой, способен на невозможное. В пару к Милито был куплен Тьяго Мотта, практически «за компанию». Вдвоем, как говорится, веселее.
На этом перестройка не закончилась. Моуринью требовался еще один креативный игрок в центре поля. Для «Интера» это вообще больная тема – тема плеймейкера. Долгие годы на эту позицию не могли найти подходящего футболиста. Все они были или недостаточно классными, вроде Доменико Морфео, который играл еще у Купера, или пришли в «Интер» уже после своего пика в карьере, вроде Хуана Верона. В конце концов, плюнули и вообще как то обходились без такого игрока. Кто-то даже считал таким Деяна Станковича, который по молодости действительно подавал в этом плане определенные надежды, но с годами превратился скорее в опорного полузащитника универсального типа, чем в созидателя.
В этот раз, ошибиться было нельзя. В серии А было еще можно играть без атакующего полузащитника, но в еврокубках это практически невозможно. Практика показала, что иногда команде необходимо быстро перестроится, прямо по ходу игры вырывать нужный результат. И в этом случае футболист с хорошим средним и длинным пасом просто необходим. К тому же, с уходом Ибрагимовича у «Интера» осталось мало футболистов, которые способны хорошо исполнять стандартные положения. Да и швед в этом отношении был футболистом весьма специфическим – он бил штрафные «на силу». В лице Уэсли Снейдера миланцы приобрели и плеймейкера и классного исполнителя стандартов в одном лице. Сто процентное попадание.
Усиление же защиты в лице бразильца Лусио не носит никакого фундаментального смысла. По сути, Лусио – это более молодая «версия» постаревшего Марко Матерацци.
Таким образом, к началу своего второго сезона в «Интере», в руках Жозе Моуринью оказался нужный ему набор игроков, у него оказались хорошие инструменты для решения главной задачи сезона. Схема «4-1-4-1» окончательно ушла в прошлое и все чаще мы стали видеть прогрессивную «4-2-3-1» в исполнении миланской команды.
Почти проигранная Лига
Большая команда часто рождается в больших муках. Так было и в этот раз, когда «Интер» оказался на грани вылета из Лиги, он оказался буквально на краю пропасти. Кульминацией была встреча с киевским «Динамо», когда гол Андрея Шевченко поставил «Интер» практически в безвыходное положение. Рухнуло бы все, вся проделанная работа пошла бы насмарку. Я не сомневаюсь, что после этого гипотетического вылета, миланцев бы начало трясти. Журналисты припомнили бы португальцу все и попросту высмеяли бы его всеми доступными способами. Но в решающий момент именно новички – Милито и Снейдер спасли Моуринью от такой незавидной участи. Считается, что португальцу повезло, наверное, так и было. Однако если мы сейчас посмотрим на результаты команды осенью, то придем к выводу, что неровная игра «Интера» на ранней стадии Лиги чемпионов была отнюдь не случайна. Черно-синие не ушли в отрыв со старта турнира, как мы привыкли, они пропустили конкурентов вперед и только потом стали увеличивать обороты. Возможно, что все это было не случайно, это становится ясно, если анализировать путь команды Моуринью к 18-му скудетто.
Почти проигранный скудетто
Почему «Интер», который к зиме, казалось, решил все свои проблемы в серии А, чуть не отдал скудетто – одна из самых больших загадок сезона. Кто-то считает, что этот спад был какой-то хитрой игрой Моуринью, чтобы усыпить конкурентов по Лиге. Доля истины в этих словах есть, особенно если вспомнить, с каким благодушием ждали встречи с «Интером» поклонники и руководители «Челси». Однако я не думаю, что Моуринью сознательно решился на такой риск – ведь в какой-то момент «Интер» вообще попал в ситуацию, когда исход всего чемпионата больше от него не зависит. И «Милан» и «Рома» имели реальнейшие шансы выйти на первое место и там закрепиться. А римляне вообще в итоге это и проделали.
Более вероятной является версия, что неровная игра миланцев – результат какого-то большого и глобального процесса, который в итоге и сказался на результатах. Например, интенсивной предсезонной подготовки, которая могла проводиться с тем расчетом, чтобы команда вышла на свой пик к весне, что и произошло. Если мы вспомним о том, как миланцы раньше буквально «дожимали» противников на последних минутах, то это станет дополнительным аргументов в пользу такой версии. В этом году «Интеру» часто не хватало «физики», сделано это было осмысленно, специально. Жозе Моуринью сделал все, чтобы свои лучшие матчи его подопечные провели именно весной. Так, в итоге и случилось. Это был большой риск, «Интер» чуть не вылетел из Лиги, «Интер» «растранжирил» свое огромное преимущество в серии А, но своего, в итоге, добился.
Решающие игры
Решающими стали встречи с «Челси». Большинство аналитиков считали лондонцев фаворитом противостояния и для этого были свои основания. Футболисты «Интера» – большие, сложившиеся мастера, но как команда «Интер» – не европейский суперклуб. Для обретения этого «статуса» нужна была жертва и лучшей кандидатуры, чем «Челси» – трудно было придумать. Это противостояние могло сложиться как угодно, но Моуринью сделал все, чтобы шансы его команды были максимальными. Он перестроил команду, он провел интенсивную предсезонную подготовку, чтобы футболисты к ранней весне достигли своего пика, он сделал все, что мог. Игра «Челси» перед ответным, решающим поединком, была тщательно разобрана, проведена «работа над ошибками». В результате мы стали свидетелями рождения «нового Интера», команды, которая может победить кого угодно. Но таким был «Интер» и раньше. А после игры он стал командой, которая верит, что может победить кого угодно. Гигантский скачок! Дальнейшее – как это не кощунственно прозвучит, было делом техники. И «Барселона» была уже не так страшна, что и было доказано на поле.
Последний бой, он трудный самый
И вот ему осталось сделать последний шаг, всего-то выиграть финал. Сейчас, кажется, что это было просто, однако, если мы вспомним, как неровно итальянские клубы играют именно в финале, то задача кажется уже не такой легкой. Сколько раз «Ювентус» и «Милан» были фаворитами в финале и в итоге брали кубок не так часто, как могли бы. Считаю, что искусство играть финал – это отдельная грань тренерского мастерства. На бумаге «Интер» был фаворит, но только на бумаге, нужно еще было это самое преимущество реализовать в игре, в которой традиционно на первый план могут выйти совсем другие факторы. И тут Моуринью поступил в высшей степени консервативно. Очень велик был соблазн попытаться сделать эту победу тренерской, покрасоваться перед трибунами «Сантьяго Бернабеу», все для этого было. Но это было очень опасно, ведь у Ван Галя были свои, осязаемые козыри и большой опыт. И тогда, с моей точки зрения, Моуринью принял важное и судьбоносное решение. Он пошел на своеобразный «размен».
В финале мы не увидели превосходства Моуринью над Ван Галем, мы вообще не увидели тренерской дуэли. Играли не «Интер» с «Баварией», играли игроки «Интера» против игроков «Баварии». И вот тут у итальянской команды было преимущество, прежде всего в мастерстве и форме нападающих, а также в мастерстве и форме вратаря. В итоге, это все и решило. Несколько эпизодов, когда одни сыграли хорошо, а другие не сумели это сделать, один выручил, а другой не смог. Моуринью разложил свою сложную, тактически выверенную игру на составляющие, на атомы. Черно-синие атомы оказались сильнее. И пусть полководец при этом как бы ушел в тень, про это скоро забудут.
Не увидели мы оригинальных тактических маневров, сюрпризов, неожиданных перестановок и всего того, что принято называть «игрой тренера». Тренер пожертвовал собой, своим «Я». Короли были разменяны в самом начале партии. Португалец не пожадничал, он отдал право последнего выстрела своим футболистам, в которых верил и которые верили в него. Это, на мой взгляд, настоящий тренерский подвиг. Особенно для такого человека, как Моуринью, ему сделать подобное было вдвойне трудно. Пожертвовать собой – вот последнее решение Моуринью в качестве тренера «Интера». Решение, ставшее победным и принесшее клубу долгожданный титул. Более в «Интере» делать Моуринью нечего – все свершения станут лишь попыткой повторить то, что уже сделано. А это португальцу не интересно.
Вирус
Есть такой метод в медицине, когда в здоровый организм специально запускают вирус. Через некоторое время организм начинает вырабатывать антитела, которые через некоторое время начинают бороться с вирусом. В результате, человек приобретает некоторый иммунитет.
Тренерская Италия – это ведь тоже большой, живой организм, который, с некоторой точки зрения, несколько «застоялся». Ведущие тренеры все чаще покидают Италию, а новое поколение никак не приходит им на смену. Жозе Моуринью стал тем самым «вирусом», который «растормошил» Италию. Кто-то им восхищался, но большинство – не любили. Он – чужой. Он этого никогда и не скрывал и никогда не прятался за политкорретными формулировками. Он воевал буквально со всеми, он вызывал огонь на себя, он смеялся, он шутил, он издевался, он вступал в перепалки. «Организм» отвечал ему тем же. И вот, спустя некоторое время, все уже привыкли к «вирусу».
Не сомневаюсь, что опыт Моуринью будет тщательно изучен его коллегами, что мы скоро увидим те самые «антитела», которые поднимут и без того лучшую итальянскую тренерскую школу на новый уровень. Может быть, для этого и нужен был Жозе Моуринью, для этого и был нужен Чужой.
Алексей Малиновский, специально для «Sporting-Memories.com».