Роналдо: «Ни в одном месте мира меня так не любят, как в Милане»
Роналдо
Иногда они возвращаются — и всякий раз замирает сердце. Первый тайм самого что ни на есть личного дерби Роналдо был сыгран в понедельник днем, в офисе «Интера». «Я хотел посмотреть на кубок — на тот, настоящий, кубок Лиги чемпионов, но мне сказали, что его там нет, что он выставляется где-то в Италии». Приветствия старым друзьям — и в первую очередь объятия с Марко Тронкетти. Туда же — и Массимо Моратти, тот самый Моратти, который очень, очень-очень хотел заполучить его в Италию. «Президент — один из самых главных людей в моей жизни. Он в порядке, я нашел его в отличной форме: видно, что победы ему идут на пользу». А второй тайм прошел в понедельник вечером, в ресторане Finger»s — так сказать, во имя равных условий перед дерби, учитывая, что один из владельцев ресторана Зеедорф, а другой, бразилец Роберто Окабе, стал «интеристой», потому что обожает Феномена. За столом — Джованни Бранкини и Давиде Бега: они ему в первую очередь как отец и брат, а уж во вторую — агенты и личные консультанты. А потом — поприветствовать и обнять Фабио Галанте, чокнуться бокалами и перекинуться словечком с Робинью. Первый тайм дополнительного времени — звонок от Адриано Галлиани: «Мне было очень приятно, руководство «Милана» всегда ко мне прекрасно относилось». Второй тайм дополнительного времени — позавчера, когда к нему в отель пришел Пато, повидаться. И наконец — послематчевые пенальти в обед, потому что старым привычкам не изменяешь: телефон звонит не переставая (а теперь у Феномена есть еще и твиттер, где @claroronaldo «фолловят» почти полтора миллиона человек), и вдобавок — жареные креветки от приятеля Грациано, единственное блюдо, от которого он никогда не может отказаться, возвращаясь в город, посвятивший его в Феномены.
— Роналдо, что ты ищешь в Милане?
— Друзей и ощущения, что возвращаешься домой. Нигде, ни в одном месте мира — ну кроме Бразилии — меня так не любят, как в Милане. Ни в Барселоне, ни в Мадриде — нигде.
— Больше ностальгируешь по Милану или по Италии?
— Сказать, какое у меня лучшее воспоминание о вашей стране? Уважение, а по большому счету — и любовь, я это всегда ощущал с чьей бы то ни было стороны, за какую бы команду люди ни болели.
— А по «Интеру» и по «Милану» ностальгия есть?
— Если об «Интере», то я скучаю по Моратти, по семье, которой этот клуб всегда был и остается, по крайней мере, мне так говорят, в том числе и Леонардо. В «Милане» я пробыл меньше, но там мне было хорошо — на меня произвела впечатление в первую очередь сама структура клуба, насколько там все профессионально.
— Но Моратти-то ты этим взбесил…
— Хм, я знаю — когда мы потом разговаривали, он этого и не скрывал. Но по сути-то прошло столько времени.
— Оглянувшись назад, ты сделал бы то же самое снова?
— Слушайте, я в том году хотел вернуться в «Интер», и какое-то время даже правда на это надеялся.
— Да, но не куда бы то ни было еще, а в «Милан»… Или ты думал, тебя не запишут в предатели?
— «Милан» дал мне шанс — и для меня в тот момент это был в первую очередь супер-вызов. И потом, там меня заставили снова отрастить волосы… Берлускони мне всегда говорил, что с длинными волосами я красивее и смотрюсь моложе. Жаль только, что я тогда снова травмировался, но хоть и недолго это было с «Миланом», а интересно.
— Сейчас, возможно, в Италии не так интересно, кальчо переживает трудные времена, как не кризис: если смотреть со стороны, впечатление такое же?
— Может, уровень немного снизился, но, безусловно, футбол стал чище.
— На кальчополи намекаешь?
— Намекаю, что я понял потом, когда уже уехал из Италии, почему с «Интером» я выиграл так мало. Или, как бы то ни было, меньше, чем должен был выиграть.
— Больше сожаления или больше горечи?
— Скажем так: меня немного утешило 22 мая прошлого года. Я бы тоже хотел быть там в тот день, в смысле, тоже хотел бы испытать такую радость в футболке «Интера» в свое время. В любом случае, я был очень рад за Моратти, за болельщиков, за моих бывших товарищей. Они так долго ждали этого момента и заслужили его целиком и полностью: если в Лиге чемпионов ты прошел «Барселону», то победы ты более чем заслуживаешь.
— И поэтому в эфире Cadena Ser ты сказал, что предпочитаешь Моуринью Гвардиоле?
— Я так сказал, потому что Моуринью я знаю хорошо, со времен «Барселоны», и мне всегда было с ним интересно. Пусть даже я и не подозревал, что он сделает такую карьеру.
— К вопросу об «Интере» и заслугах: имя Леонардо тебе ничего не говорит?
— Мы вместе играли на ЧМ-98, и с тех пор мы друзья. В последнее время мы очень часто перезваниваемся, учитывая, что он прошел тем же путем, что и я, хоть и в обратном направлении. Он, «миланиста» по жизни, ответил «Интеру» согласием, потому что он такой же, как я: запах борьбы дает ему мужество принимать даже самые трудные решения, без страха, что запишут в предатели.
— И что же он тебе рассказывает?
— Он счастлив, ужасно счастлив, что сделал этот выбор. И этим я все сказал.
— Но что же у него за секрет-то?
— Он очень простой человек. Он очень умный, и у него есть его выигрышная ставка — он просто ас в том, что касается человеческих отношениях. Он умеет вести себя с людьми и, следовательно, со своими игроками. А такие люди в итоге и побеждают.
— То есть если теперь «Интер» побеждает намного больше, это потому, что у него есть Леонардо?
— Я ведь не «Интер», я могу судить только глядя со стороны и по тому, что мне рассказывают. Мне кажется, я понимаю, что с Бенитесом команда потеряла радость и веру в себя, а у Леонардо прекрасно получилось все это вернуть. Остальное — следствие.
— Учитывая, что ты когда-то сказал, будто он может стать твоим наследником… Пато: что он потерял? Ведь он еще не сказал своего слова, с его-то данными.
— Пато — безумно талантливый игрок, но по сути он еще мальчишка. И потом, его слишком уж мучили травмы. Такое случается, я хорошо это знаю. Я думаю, что будущее — за ним, и уж, конечно, нельзя думать, что Пато наконечник. Он может сыграть и так, но он не наконечник.
— Скажи как наконечник: Тьяго Сильва может стать лучшим защитником в мире?
— Он уже великолепный защитник. На мой взгляд, он может стать новым Мальдини — то есть вписать себя в историю «Милана».
— А теперь скажи как тренер, пусть и кажется, что тренером ты не станешь никогда: кого бы ты хотел в свою команду, Ибрагимовича или ЭтоО?
— А обоих никак?
— Нет, выбери кого-то одного.
— Инстинктивно я бы выбрал Ибрагимовича — у него больше фантазии, больше непредсказуемости в том, что он делает на поле. Но никто не выиграл столько, сколько ЭтоО, никто не умеет выигрывать решающие матчи, как ЭтоО.
— Ну и?..
— Ну и я сказал уже: я бы взял обоих.
— Аллегри с удовольствием получил бы обратно Ибрагимовича на дерби. Что более значимо — его отсутствие или отсутствие Лусио у «Интера»?
— Оба важны для команды, но я думаю, что в нынешний момент «Милану» был бы очень нужен Ибрагимович.
— Твое лучшее дерби?
— Наверное, то, которое на их поле закончилось 3-0, парашют в ворота Себастьяно Росси с паса Морьеро. Я забил красивый гол и в футболке «Милана», но потом мы проиграли, а проигранный матч для меня не может быть хорошим матчем.
22 марта 1998 года. «Милан» — «Интер» 0:311 марта 2007 года. «Интер» — «Милан» 2:1
— Ответь четко: кто выиграет дерби?
— Дерби — это дерби, такой матч говорит сам за себя.
— Нет, ты не понял. Ответь четко!
— Ну хорошо — я думаю, что «Интер». Потому что он снова нашел свою игру, но в первую очередь вернул веру в себя. Ну и вот: «Интер» кажется мне более уверенным, чем «Милан», и это может сыграть свою роль.
— И, победив в дерби, «Интер» станет и фаворитом чемпионата?
— Сложно сказать, ведь останется еще семь матчей до конца, но думаю, что да.
— Несмотря на двойную нагрузку — и чемпионат, и Лига чемпионов?
— Знаете, что мне всегда говорил Леонардо? Что победы помогают побеждать. Сложно к этому привыкнуть, но потом все прекрасно: чтобы начать побеждать, «Интер» потратил уйму времени и сил, и я не думаю, что «Интер» хочет закончить побеждать именно сейчас.
Катерина Пенькова, «Calcio News«.